Партнеры Живи добром

Николай Ге - пророк и новатор


Эмоциональное, не следующее канонам, выразительное, полное взлетов и падений, творчество Николая Ге является совершенно особой страницей в истории русского искусства XIX  века. Данное положение объясняется расхождением его творческого пути с магистральными линиями развития живописи второй половины XIX века. В начале творческой деятельности Ге развивал традиции романтизма, в 1870е, в годы подъема искусства критического реализма, он молчал, не имея тяги к бытовым морализирующим сюжетам, но в 1880-е, во время кризиса для большинства представителей художественной среды, он создал картины, характеризующиеся высокой степенью эмоционального накала и художественной выразительности, за которые его можно отнести к провозвестникам экспрессионизма. 


Николай Ге родился 15 февраля 1831 года в дворянской семье. Отец будущего живописца, Николай Осипович, был внуком французского эмигранта, бежавшего в Россию в конце XVIII века от кровопролитных событий Французской революции. Детство Ге прошло на Украине в поместье отца, по его собственному признанию, существовавший там уклад жизни существенно повлиял на его последующее духовное развитие, привив неприязнь к жестоким нравам.   


Николай Ге


Важную роль в сложении личности Николая Ге сыграло обучение в Киевской гимназии с 1840 года, так как там преподавали люди, отличающиеся прогрессивным мышлением, в частности, знаменитый историк Николай Костомаров. Вспоминая о проникновении в гимназические стены свободолюбивых идей, Ге писал, что "уже тогда сознавал всю несправедливость угнетения личности и считал себя обязанным никогда не угнетать". Важно, что уже в гимназические годы у Николая Ге обнаружилась тяга к искусству и практические способности к рисованию. Закончив гимназию в 1847 году дальнейший выбор художник сделал  в пользу "науки всех наук"- математики: избрав научную карьеру, он три года занимался на математическом отделении Киевского, а затем Петербургского университета.


Но ученым математикой Николай Ге не стал: не закончив курса он поступил в Академию художеств в 1850 году. Во многом этому решению способствовала петербургская среда, в атмосфере которой он оказался в 1848 году, переехав сюда с семьей. Будущий живописец регулярно ходил в Эрмитаж, посещал вечерние классы Академии художеств, общался с художественной молодежью и увидел "Последний день Помпеи" и портреты Карла Брюллова,  существенно повлиявшего  на его развитие, как живописца. 


Годы поступления Ге в Академию пришлись на время реакции в ее внутреннем устройстве. Будучи наделен собственными сформировавшимися взглядами, Николай Ге неизбежно встал в оппозицию к бюрократическим порядкам и характеру преподавания, оказавшемуся в руках мало одаренных художников после отъезда Брюллова в Италию, и заключавшемуся в освоении формальных технических приемов. 


В академии молодой художник числился учеником Петра Васильевича Басина, консервативного профессора, но подлинным учителем он считал Карля Брюллова, уже покинувшего родину, утверждая, что "дух Брюллова" еще витал в Академических стенах. Николая Ге привлекали такие черты в искусстве Брюллова, противостоящие академической школе, как верность натуре , отрицание подражательности, воплощение в своих картинах собственных мыслей и чувств. 


Николай Ге


Первые годы Ге в академии отмечены стремлением выйти за рамки академических штампов. Он пишет портреты, отличающиеся непосредственностью передачи облика и вниманием к характеру портретируемого, небольшие сцены на романтические и мифологические сюжеты. 


Вершиной исканий ученического периода Ге является картина на популярный в Академии библейский сюжет "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила" 1856 года, в которой проявляются романтические устремления художника, что является отголоском изучения наследия Брюллова. Романтическим настроением в картине наделен колорит, динамическая композиция, существенную роль в которой играет экспрессивный ритм движений и активность светотеневых контрастов. За это полотно Ге  получил большую золотую медаль, дававшую право на шесть лет пенсионерства в Италии. 


В 1857 году Николай Ге с молодой женой путешествует по Швейцарии, посещает Мюнхен и Париж и летом поселяется в Риме, где начинаются трудные поиски сюжета для создания большой картины. Находясь под впечатлением от древнеримской архитектуры он создает картины на темы римской истории, вдохновляясь патетическими работами Брюллова,  а вторая линия поисков связана с евангельскими сюжетами, исполненными прозрачностью красок и музыкальностью ритма, что заставляет вспомнить Библейские эскизы Александра Иванова, чью мастерскую он посетил в 1858 году.  Долгие поиски автора воплотились в картине 1863 года “Тайная вечеря”, которая явилась знаковым этапом в творчестве художника, обретшего свою неповторимую манеру, ранее будучи разочарованным в своем призвании и разрывавшимся между авторитетами Брюллова и Иванова.  


Интересно обстоятельство выбора темы данного полотна: это случилось во Флоренции, когда читая Евангелие и сочинение немецкого философа и историка Давида Фридриха Штрауса "Жизнь Иисуса", Ге увидел в сюжете тайной вечери "присутствие драмы".  Новаторство Николая Ге заключалось в смелом для середины XIX века  прочтении популярного евангельского сюжета, который был осмыслен в нравственно - психологическом ключе: художник очеловечил Христа, психологизировав его образ, запечатлев в нем черты Александра Герцена, себя изобразил в образе гневающегося апостола Петра, а пророка Самуила наделил чертами Виссариона Белинского. Для        осуществления этого замысла нужна была вера в неограниченные возможности отдельной личности, таким образом, в живописи XIX века возрождался пафос искусства Возрождения. Эта картина принесла Николаю Ге первый успех у публики, а Академия художеств удостоила его звания профессора, минуя звание академика.  


Николай Ге


Вдохновленный успехом “Тайной вечери”, художник в 1867 году вернулся из Петербурга во Флоренцию, где он успел побывать в 1860 году.Там он создает новую картину на евангельский эпизод "Вестники воскресенья", которая оказалась не понятой публикой, чему послужило дерзкое символическое художественное решение, выпадающее из  реалистической традиции русского искусства. 


В 1867 году состоялось знакомство Ге с Герценым, который явился к нему без предупреждения, будто к старому знакомому, после чего художник опешил от неожиданности и счастья. Личность Герцена была путеводной звездой живописца, он говорил, что был обязан писателю своим развитием, мечтал поехать в Лондон, чтобы поговорить с ним и написать его портрет для себя. Этот портрет художник  создал  в 1869 году, он стал одним из первых в последующей галерее образов  выдающихся современников, уважаемых художником. 


Впоследствии эти портреты купит Павел Третьяков, сделав их общественным достоянием, вопреки изначальной задумке, не предполагавшей публичного экспонирования. 


Итальянский период жизни Николая Ге был отмечен счастливыми семейными событиями, а именно, рождением двух сыновей в 1857 и 1858 годах. Именно в это время в его в творчестве зарождается тема материнства, воплотившаяся в портретах. 


Николай Ге


Портретные работы Ге характеризуются эмоциональностью, вниманием к психологической характеристике, образы отличаются поэтической взволнованностью, что является влиянием искусства романтизма. Ге умел улавливать особую ауру,  окружающую человека. Ге проникал в мир личностей,которых он писал, это роднит его с романтическим искусством.


В  1870 году Николай  Ге  с семьей переехал в Россию. Он поселился на Васильевском острове,  где завел знакомства с городской интеллигенцией, после продолжительного  отсутствия на родине пытался понять характер российской общественной жизни и траекторию развития русского искусства. Супруги Ге устраивали "четверги", посетителями которых были Иван Сергеевич Тургенев, Николай Александрович Некрасов, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Иван Николаевич Крамской, Марк Матвеевич Антокольскийи. 


Примечательно, что именно во всесторонне развитой петербургской среде  проявились таланты Ге - блестящего оратора, интересного собеседника, которые не проявлялись в уединенной жизни в Италии.  Большинство гостей Ге стали героями его портретов. Александр  Бенуа писал: “его портреты так мучительно думают и так зорко смотрят, что ставится жутко, глядя на них”. Ге открывает всю изнанку личности наружу, его герои переживают драматический момент истины. 


Одним из Любимым писателей Николая Ге был Данте, чью “Божественную комедию” он часто перечитывал, художник говорил, что "был в чистилище всю жизнь ",чистилищем он  считал искусство. 


Значимым  событием петербургского периода деятельности  художника явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок, первая выставка которого состоялась в 1871 году. Любопытно, что идею передвижных выставок Ге увидел в Англии,  где Королевская академия художеств отправляла по стране выставки работ, не проданных в столице. Товарищество стало самым популярным художественным объединением в России, в котором  Ге выполнял обязанности кассира. В Петербурге Ге писал картины преимущественно на исторические темы, которые не были приняты обществом. Художник начинает скучать в этом городе, что сказалось на его работах,  поэтому он принял радикальное решение - в 1876 году купил хутор в Черниговской губернии и там сочетал  написание картин с занятием  сельским хозяйством.  В это время Николай Ге возвращается к написанию полотен на религиозные темы, пишет пейзажи, освобождаясь от чуждых природе навязанных ему эстетических требований. О характере его творческого метода говорят его рассуждения о пейзаже: “чтобы понимать и чувствовать природу надо забыть себя”. 


В 1882 живописец становится последователем религиозно-нравственного учения Льва Николаевича Толстого, что перевернет его дальнейшую жизнь. Это случилось после случайного попавшейся ему статьи Толстого "О переписи в Москве" в газете Современные известия, основной посыл которой заключался в том, что существует “одно дело, на которое стоит положить всю жизнь”, а дело это - любовное отношение людей c людьми. В личности Толстого художник обрел нравственно опору, брата по духу, смысл и надежду. 


Но приверженность толстовскому учению вызвала семейный разлад: умонастроение отца разделил только старший сын Николай. В 1884 г он написал портрет Толстого, представив его за рукописью трактата “В чем моя вера”.  Главная тема портрета - будничный героический труд писателя. Тема писателя, как голоса нации, могла возникнуть от того, что Ге разделял взгляды шотландского историка и философа Томаса Карлейля, книгу которого “Герои, почитание героев и героическое в истории” он очень любил. 


В поздний период творчества в 1880-1890 годах живописец  переживает  духовное и творческое возрождение, создавая произведения, явившиеся  высшим достижением не только его персональной  деятельности, но всего русского искусства того времени. После долгого молчания Ге совершенствовался как художник, в то время как передвижничество находилось в состоянии кризиса. Темой Ге стали последние трагические дни земной жизни Христа. Картины “Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад”, “Что есть истина”, “Распятие” запрещали и снимали с выставок называя их “еретическими” за житейскую трактовку евангельских сюжетов и небрежность исполнения, за которую его называли “неумелым мастером”. Но эта импульсивная экспрессивная живопись позднего Ге - найденный язык для выражения страданий Христа. 


Николай Ге

        

В последний толстовский период своей жизни Николай Ге странствовал в убогих одеждах,  часто никем не узнанный, проповедовал всякому, встречающемуся на пути. В поздние годы живописец часто выступал с лекциями по вопросам искусства перед учениками Киевской рисовальная школы, перед молодыми художниками Петербурга и Москвы. Они жадно ловили каждое слово художника, поклоняясь его таланту. Художник скончался на своем хуторе 1 июня 1894 года. Через год была устроена посмертная выставка его произведений при XXIII передвижной выставке в Петербурге.  

      

Поздним творчеством Ге открывает новый этап искусства рубежа веков. Его тревожная  живопись была предчувствием будущего языка экспрессионистского эмоционального искусства. Интересно, что хронологически,  картины Ге “Голгофа” и “Распятие” совпадают с поворотным для европейского искусства произведением -“Криком” Эдварда  Мунка, написанным в 1893 году. С экспрессионистами Ге роднит и реакция публики на его смелые произведения. Непредвзятые зрители воспринимали картины Страстного цикла с большим пониманием, чем профессиональные художники и представители власти. Много точек соприкосновения можно обнаружить у Ге с Михаилом Врубелем, который воспринял импульс творчества Николая Николаевича. Не случайно в экспозиции Третьяковской галереи зал Ге завершает анфиладу “титанов” русской живописи XIX века и выводит нас к залу Врубеля. 

      

Николай Ге был творчески близок молодому поколению  мастеров. В связи с этим представляет интерес один эпизод, когда женевский студент архитектор Кристоф Больман, обнаружив рисунки Ге на блошином рынке Женевы в середине 1970-х годов, решил, что перед ним работы молодого автора - такой завораживающей была их энергетика.  

      

Николай Ге на исходе XIX века улавливал флюиды висящей в воздухе тотальной тревоги, что дает основания воспринимать его как новатора относительно живописной традиции второй половины XIX века и пророком, наметившим одну из линий развития искусства  XX века.



Полина Романенко



 

Рекомендуем

«Известия». Миллион и одно прилагательное
Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»
Арт-Базель — зеркало современного искусства
Александр Годунов: путь к славе или шаг в никуда
Выставка «Философия метафор»
Фестивальный Франкфурт
Лайза Миннелли: «Я не хочу стать как она...»
Томмазо Кампанелла. Мечтатель итальянских казематов
Соседство с закрытыми глазами: одна страна, две национальности
Mercedes – Benz Fasion Week RUSSIA. Открытие