Орест Кипренский - «любимец моды легкокрылой»Орест Кипренский родился 24 марта (13-го по старому стилю) 1782 года на мызе Нежинском близ Копорья, сейчас это Ленинградская область. Его мать была крепостной крестьянкой, а отец - помещик. Хотя записан он был сыном крепостного Адама Швальбе, за которого мать будущего художника была выдана замуж, когда мальчику исполнился годик. Нужно отметить, что портрет Швальбе был первой серьезной работой Кипренского. Он считал Адама Карловича своим отцом. Несмотря на свое происхождение Орест Кипренский имел отличное образование. Уже в 1788 он получает вольную и поступает в училище при Академии художеств в Петербурге под фамилией Кипренский. Закончив учебу в 1803 году, художник активно начинает рисовать: через год он дебютирует с портретом Швальбе, а через два - за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» получает Большую золотую медаль от Совета академии художеств. Картина отличается от всех остальных работ Кипренского (портретов) - это историческая миниатюра. С 1809 по 1812 годы Орест Адамович работает в Москве и Твери, создавая коллекцию портретов. И уже в этих работах видно, как формируется его стиль: на картинах Кипренского изображены «живые» люди: блеск в глазах, искренние эмоции. За внешней улыбкой и спокойным выражением лиц, мы можем прочитать глубокие переживания людей. Кажется, что его модели вот-вот сойдут с холста. Кипренский умел изобразить одного и того же человека по-разному, что отлично видно в его ранних автопортретах. В 1808 году на Автопортрете с розовым шейным платком мы видим молодого, уверенного в себе человека с дерзким взглядом. Автопортрет 1809 года сделан в более мягких красках, более приглушенных цветах. Художник предстал перед нами с неуверенной улыбкой, в более интимной обстановке. К этому периоду относятся такие работы Кипренского как портреты Ростопчиных, мальчика Челищева. В 1812 году Кипренский возвращается в Петербург, где посвящает себя созданию серии портретов героев Отечественной войны. В 1816 году Орест Адамович создает одну из самых известных своих картин - портрет В.А Жуковского. Работа написана на контрастах: мечтательный романтический образ поэта на фоне надвигающейся грозы. Так Кипренский хотел отразить характер Василия Андреевича: его творчество, его натуру, - что ему, безусловно, удалось. С 1816 по 1823 годы художник живет в Италии, где изучает живопись и пишет картины для галереи Уффици. Его успех моментально выходит за пределы Родины. Помимо привычных для себя портретов, Кипренский рисует картины на основе античной истории - «Анакреноова гробница», «Апполон поражающий Пифона». Жизнь в Италии отражается на его творчестве: портреты становятся более яркими, сочными, в них прослеживается влияние итальянских художников. Через 8 лет Кипренский возвращается в Петербург, где продолжает создавать реалистичные портреты. А в 1827 году он рисует свою самую известную картину - портрет Александра Сергеевича Пушкина. Того самого Пушкина, который смотрит на нас из учебников и кабинетов литературы. С живым взглядом, с легкой, еле уловимой улыбкой, смотрящим уверенно вдаль. Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской Галерее. Портрет тут же назвали искренним и живым, богема Петербурга осталась в восторге от работы. Сам же Александр Сергеевич также был доволен работой Кипренского, и «заплатил» поэту ответным посвящением в стихах, где он в привычной ироничной и легкой манере выразил свое восхищение: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…»
Последние годы своей жизни художник провел в Италии, где скончался 17 октября 1836 года от пневмонии. На Родине, в России, его уход оказался практически незаметным. Он был предан движению декабристов, с уважением относился к его участникам и, после разгрома декабристов, не смог оставаться в стране. В Италии же Кипренский был популярен и почитаем, после его смерти русские художники собрали средства на мраморную плиту с эпитафией: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…» В России художника также удостоили внимания: на малой Родине - в Капорье, установлена мемориальная доска, а в Москве, в районе метро Сокол, есть улица Кипренского. Главное, что память о Оресте Кипренском живет в его картинах, которые находятся во многих русских музеях. Татьяна Ермольчик |
Рекомендуем |