Партнеры Живи добром

Пабло Пикассо. Другой взгляд в мире искусства

Его именем названы музеи в мировых столицах искусства, его картины узнаваемы даже теми, кто совершенно далек от живописи, его произведения уходят с международных аукционов за миллионы долларов, по его биографии сняты несколько фильмов – все это относится к величайшему художнику 20в. Пабло Пикассо.

Любовь к искусству ему перешла по наследству: отец преподавал рисование, а мать, по воспоминаниям самого художника, обладала живым воображением, которое воодушевляло его на творчество в ранние годы. Пабло Пикассо - очень сокращенная версия его полного имени, которое звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос  Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартин Патрисио Руис и Пикассо. Первые картины он отмечал по фамилии отца Руис Бласко, позже изменив подпись на фамилию матери Пикассо.

Пабло Пикассо

Классический стиль живописи был для него скучным и приевшимся, его больше захватывал выплеск чувств на полотно, изображение действительности через призму собственных эмоций. В его творчестве выделяют несколько периодов. Самый ранний так называемый «голубой период» начался в 1900. Это был сложный период в жизни художника: работы не пользовались спросом, родная Барселона была раздираема социальной напряженностью, покончил с собой его близкий друг. Все, что его окружает, кажется низким, грязным, порочным. Именно поэтому главными темами его работ становятся нищие, бездомные, женщины, торгующие своими телами и прочий сброд, редко изображаемый на холстах других художников. В цветовой гамме преобладают синие, голубые оттенки, символизирующие хандру, тоску, разочарованность. Персонажи картин этого периода одиноки, их позы, выражение лица, глаза – все наполнено печалью и смирением с такой жизнью. Наиболее яркие картины того периода: «Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903.

Голубой период Пикассо

В 1904 г. Пабло все же переезжает в Париж, его домом становится общежитие для художников на Монмартре. Смена обстановки дарит ему ощущение жизни, что отражается и в его работах. В это время он пишет одну из самых знаменитых картин «Девочка на шаре», 1905. Тональность картины отличается от предыдущих полотен, голубая палитра разбавлена песочными светлыми оттенками, появляется легкость и мягкость в движениях героев.

В творчестве художника начинается «розовый период». Картины этой эпохи наполнены теплотой, изяществом. Они выражают перемены к лучшему в жизни Пикассо: в Париже он находит новых друзей и любовь. Его избранница Фернанда Оливье жила неподалеку, работала служанкой и обладала красотой аристократки. Она переезжает к нему, разделяя скромный быт комнаты в общежитии. Героями картин становятся люди, которых он видит на улицах: циркачи, артисты улиц. Фернанда Оливье становится его музой, он переносит свои чувства к ней на полотна, экспериментируя со стилями, нарушая общепринятые в живописи пропорции и правила. Эти пробы все больше захватывают художника, искажение формы, игра с плоскостями, собственная интерпретация изображения отходят от натурализма. Пикассо вместе с Жоржем Браком открывают новый стиль в искусстве – кубизм. Картины становятся геометрическим ребусом, им присущи монохромность, угловатость, острота границ и практически абсолютная плоскость. Теряется ощущение пространства, мягкость мазков, округлость линий. Это настоящая революция в мире искусства. Наиболее ранней картиной, выполненной в технике кубизма является «Авиньонские девицы», 1907 г,

авиньонские девицы.jpg

Международная обстановка конца 30-х годов 20 в. влияет на творчество художника. Он активно выражает гражданскую позицию через свои полотна. Как напоминание о трагедии апреля 1937 г., когда немецкая и итальянская авиация нанесла удары и уничтожила маленький городок басков Генрика, Пикассо создает одну из самых знаменитых картин. «Герника» - большое полотно, передающее ужас момента бомбардировки в исключительной пикассовской манере.

герника.jpg

После Второй мировой войны в восприятие мира художником проникает пацифизм. Венцом гуманизма в работах Пикассо становится знаменитый «Голубь мира», ставший эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира 1949 г.

В 1945 году Пикассо знакомится с Франсуазой Жило, которая подарит ему двоих детей. Он переезжает на юг Франции, где ведет достаточно размеренную жизнь, увлекается ремеслом и, конечно, продолжает писать картины. Скульптуры того периода становятся каноничными в технике ассамбляж («Коза», 1950; «). В 1953 г. он расстается с Франсуазой, но в том же году знакомится с Жаклин Рок, свадьба с которой состоялась в 1958. Картины последних лет уже не столь экспрессивны, в них нет агрессии, они в точности передают темп жизни художника, его настроения и увлечения.

Пабло Пикассо ушел из жизни в 1973 г., ему был 91 год. Он был новатором в искусстве, создав целую вселенную из полотен, показав нам другой, собственный взгляд на мир.


Саида Бакиева



 

Рекомендуем

Как менялась архитектура городов. История стилей
Живые работы культового мастера
Мастер пера Илья Ефимович Репин
«Талантливый человек-талантлив во всем»
Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Выставка-интервенция в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова «Вечно живые»
Татьяна Яблонская: «Меня выручала любовь к жизни и восторженность...»
В PERMM откроется «Утопия драконов»
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»