Партнеры Живи добром

Палех. Мир в миниатюре

 

Более 90 лет назад, в 1924 году, в посёлке Палех в Ивановской области были организованы Палехские Художественные мастерские. Сейчас, палехская лаковая миниатюра – всемирно известный народный промысел. Его история, однако, уходит в глубокую древность.

Палех славился своими иконописцами ещё во времена Древней Руси. В ХVIII веке в поселке был построен Крестовоздвиженский храм, который и сделал Палех центром иконописного искусства. Это звание мастера поддерживали вплоть до начала ХIX века. Палехская иконописная школа отличается неповторимым своеобразием, так как ощутила влияние московских, ярославских и новгородских икон. Палехские художники не были только иконописцами, они занимались монументальной живописью, росписью, реставрацией. Интересно, что две палехские иконы были отправлены в подарок великому Гёте, когда тот заинтересовался русской иконописью.

Палехская лаковая миниатюра

История палехской иконописной школы резко обрывается после Октябрьской революции, когда все мастерские были закрыты, а художникам пришлось искать новые формы для творчества.

Многие мастера покинули Палех, а оставшиеся занимались реставрацией церквей и храмов. Позже было начато производство расписных деревянных изделий. Однако, своему появлению прославленная лаковая миниатюра, как это часто бывает, обязана случаю. 

В 1922 году художник Иван Голиков увидел в Музее народного искусства лаковую шкатулку из папье-маше из Федоскина. Изделие так вдохновило художника, что он сам решил попробовать сделать нечто подобное. Первая миниатюра была написана Голиковым творёным золотом по чёрному фону на дне фотографической ванночки в бывшей иконописной мастерской Александра Глазунова. Именно этих двух художников и считают родоначальниками палехской лаковой миниатюры. Вскоре в мастерской начали работать и другие художники, а специалисты Музея народного искусства, высоко оценив качество изделий, стали помогать начинающим мастерам. Так, к 1924 году и появились Палехские художественные мастерские, а с ними и новый вид прикладного искусства, в котором до сих пор ощущаются многовековые иконописные традиции.

Палехская лаковая миниатюра

В девяностолетней истории палехской лаковой миниатюры случались разные периоды. Начало пути было связано с поиском собственного стиля, техническими проблемами, выбором сюжетов.

Взлет — с участием в международных выставках, многочисленными заказами и всеобщим признанием. Даже в страшные годы репрессий, а затем войны, палехские мастера оставались верны своему искусству и сохраняли его всеми силами. В послевоенные времена художники участвовали во многих реставрационных работах по всей стране. В самом же Палехе были открыты училище и мемориальный дом-музей имени Ивана Голикова. Новое открытие и возрождение палехской миниатюры приходится на 1980 годы.

Палехская лаковая миниатюра

Палехская лаковая миниатюра и сейчас сохраняет статус истинно русского народного искусства. В чём же кроется неповторимость этих сувениров? В первую очередь, это сохранение традиций и высочайший уровень мастерства. Стиль палехской живописи отличается декоративностью, плавностью линий, тонкостью рисунка. Главная особенность – это, безусловно, темный фон, который подчеркивает каждую деталь. Художники обычно используют несколько основных цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, но также добавляют золото, подобно тому, как делали их предки, создавая иконы. На небольшой шкатулке или пудренице подчас разворачиваются сюжеты из классических произведений русской литературы, сказок, былин, стихотворений и песен.



Елизавета Воробьёва

 



 

Рекомендуем

Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины
MBFW Russia SS’18: итоги 1 дня
ОБРАЗЦОВОЕ ПЕНИЕ: 76 лет со дня рождения оперной дивы
Из Поднебесной с любовью
Что? Где? Когда? Культурные события сентября
О’Генри «Дары волхвов»
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
Главные тенденции осени 2016
Мир Говарда Лавкрафта
Мишико Калатозишвили или Мистер Кинемато-Граф