Проблема восприятия арт-объектов массовым зрителем
Арт-объект – это способ художника смотреть на мир. И целью создания арт-объектов не является эпатаж и «хайп», как думают многие обыватели, не видящие содержания за формой. Любое произведение искусства может и должно послужить поводом для раздумий и полета фантазии зрителя. Современное искусство – явление противоречивое и многозначное, что подтверждает наличие затруднений взаимопонимания зрителей и создателей объектов современного искусства. Посетители выставок проходят через целый спектр эмоций, начиная с удивления и недоумения, зачастую заканчивая тотальным непониманием. «Я бы и сам такое сделал!» - можно услышать от таких посетителей. Да, возможно, сделал, если бы догадался. Современное искусство любят или ненавидят, не понимая; иронизируют... А нужно ли вообще понимать современное искусство? Арт-объект – это, прежде всего, акт выражения чувств и особого видения художника, поэтому идея и сам факт наличия высказывания намного важнее воплощения. Кураторы, критики и художники выделяют среди арт-объектов наиболее актуальные, способные вызвать реакцию широкой публики. При этом, современное искусство не ставит своей конечной целью эпатаж: оно очень остро реагирует на политические и социальные изменения в обществе и на различные проявления деятельности человека, на его достижения.
Проблема современного искусства заключается не в отсутствии понимания, а в отсутствии предпосылок для этого, ведь о нем не говорят на простом языке: «текст среднестатистического искусствоведа способен понять только среднестатистический искусствовед». Необходимость создания «простых» и понятных обывателю объяснений очевидна: надо воспитывать зрителя и учить его оценивать не форму, а содержание, и прививать умение видеть, считывать идею автора, изучать сопроводительные тексты к арт-объекту, прежде чем выражать свое отношение к нему. Даже такой популяризированный в последнее время стиль, как минимализм, не всегда бывает понят.
Неподготовленному зрителю кажется, что это очень просто – достаточно собрать несколько объектов, соединить их и придумать громкое название. Но создавать такие арт-объекты труднее, чем рисовать привычные предметы с натуры: ведь современный художник формирует не только материальную сторону арт-объекта, его физический аспект, а еще и проводит масштабную работу по подготовке сопроводительной информации, включая буклеты и манифесты. Арт-объект может быть рассмотрен как некая философская платформа, к которой притягивается интерпретация зрителя, складывающаяся из его субъективного опыта и влияния тех источников информации, в окружении которых зритель привык находиться. Чему учит современное искусство и должно ли учить вообще? Религиозный и просветительский аспекты искусства уже не столь важны, как раньше – они уступают эмоциональным задачам – современное искусство вызывает эмоции дважды: у автора в моменты создания и созерцания, и у зрителя в моменты созерцания и осмысления арт-объекта. Возможность увидеть знакомый объект под другим углом и переоценить смысл какого-либо явления – ценный подарок для зрителя. Современное искусство учит бросать вызов привычному видению мира, искать прекрасное в обыденном, нестандартно мыслить. Виктор Папанек в своей книге «Дизайн для реального мира» пишет: если человек берет пятьдесят банок с супом «Кэмпбелл» и изображает их на холсте, нас интересует не возникшее в результате этой акции изображение, а оригинальность мышления человека, додумавшегося изобразить пятьдесят банок супа «Кэмпбелл» на холсте.
Таким образом, важно искать способы донести до широкой аудитории следующую мысль: при оценке арт-объектов особое внимание следует уделять не физическому проявлению, а способу мышления, благодаря которому художник создал произведение искусства.
Алиссия Жигунова
|
Рекомендуем |