Партнеры Живи добром

Савва Морозов. Благотворительность-первое имя


Савва Морозов- российский промышленник, учившийся в Кембридже и подаривший финансовую независимость МХАТу. Выходец из старообрядческой семьи, который спонсировал советскую "Искру ". Близкий знакомый Гоголя и внук крепостного, дом которого посещали царственные особы. Личность весомая и противоречивая. Как для современников так и для наc.

Савва Тимофеевич Морозов родился 3 февраля 1862 года в одной из Московских губерний. Фамилию Морозовых вписал в историю российской промышленности его дед и тезка- Савва Васильевич Морозов, который  женившись в 1797 году и получив приданное в размере пяти золотых рублей в том же году открыл собственную шёлкоткацкую мастерскую. К 1821 году Савва Васильевич выкупил из крепостной зависимости всю семью за немыслимую, по тем временам, сумму- 17 тысяч рублей (для сравнения доход крепостного в год составлял 5 рублей )

Савва Морозов

После своей смерти Савва Васильевич передал управленческие обязанности Тимофею Саввичу. Единственному члену семьи не знавшего крепостного права. В отличии от своего сына- человека, который первым заговорил о создании союза работников, Тимофей Саввич был крайне деспотичным руководителем. На его заводах действовала жесткая система штрафов и наказаний. Что в конечном итоге привело к стачке в 1885 году. Это настолько надломило Морозова, что он чуть было не распродал все свои предприятия. Сделать это ему помешала его супруга, властная женщина татарского происхождения, которая взяла управление мануфактурами в свои руки и приумножила капитал в 5 раз. Она являлась фактическим владельцем всего имущества её семьи- ей принадлежало 90% паев.

Действующим же руководителем был назначен 25- летний Савва Тимофеевич Морозов, который для переезда в Москву прервал свою работу над диссертацией по химии в Кембридже. Молодой управляющий, не смотря на протесты родителей, оборудовал предприятия новейшими станками. Продукция "ситцевого короля" стала широко известна не только по всей России, но и в Китае и Англии. Морозов уделял большое внимание не только мануфактурам, но и тем, кто на них работал. Он старался максимально улучшить условия труда- строил школы, обеспечивал медицинское обслуживание и первым ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике.

Савва Тимофеевич был человеком страстным. И это проявлялось во всем. В отношении и к работе, и к искусству,  к женщинам. В первый раз он влюбился в жену своего дальнего родственника и несмотря на скандал (развод был немыслимым делом в старообрядческой семье) женился на ней. Современники отмечают, что супруга Морозова- Зинаида Григорьевна питала слабость к роскоши и богатству. Однажды, ей даже было сделано замечание, что шлейф её платья длиннее, чем у императрицы. Родственники и приближенные которой, кстати, достаточно часто бывали дома, на приемах, у Морозовых. Супруг подобные мероприятия не любил и практически не появлялся на них. СавваТимофеевич был, по своей натуре, человеком непритязательным и скромным. Мог ходить в стоптанных ботинках и залатанных штанах, а единственным украшением кабинета служил бюст его друга Горького. К которому в последствии ушла вторая любовь Морозова, актриса- Мария Андреева. С ней один из самых щедрых меценатов России познакомился в театре МХАТ.

Основатели- Станиславский и Нестеров обращались за поддержкой и к государству и ко многим предпринимателям. Однако получали либо отказ, либо равносильные ему денежные суммы. Морозов подарил театру не только финансовую независимость, но и сделал его доступным-  он считал, что пьесы должны иметь общественный интерес, а билеты продаваться по невысоким ценам.

Савва Морозов

Отношение Марии Федоровны к российскому предпринимателю нельзя было назвать бескорыстным. Ей льстило внимание столь влиятельного поклонника и, находясь в обществе, она любила прихвастнуть тем, какое влияние она на него имеет. Не расставшись с Морозовым Андреева начала встречаться с его вышеупомянутым другом- Горьким. И все же, не смотря на предательство, Морозов до конца своих дней продолжал любить актрису. Когда она, будучи в Риге, попала в больницу с перитонитом именно Савва Тимофеевич ухаживал за ней, а после смерти оставил ей страховой поли "на предъявителя" в размере ста тысяч. Большую часть этих денег Андреева отдала большевикам. Ленин называл её "товарищ феномен". Ведь именно она повлияла на политические взгляды крупнейшего российского промышленника. Он содействовал изданию "Искры" и прятал у себя важнейших участников большевистского движения.

В 1905 году, на заре революции, на Никольской мануфактуре вспыхнула забастовка. Чтобы договориться с рабочими Морозов потребовал у матери доверенность на ведение дел. На что получил отказ.

Преданный другом и возлюбленной, окруженный претившем ему купечеством и неспособный повлиять на ситуацию на фабриках Морозов впал в депрессию. По настоянию жены и матери был созван врачебный консилиум. Последний поставил диагноз "тяжелое нервное расстройство" и отправил Морозова лечится в Канны. В мае того же года в номере "Ройяль-Отеля" Морозова нашла мертвым его супруга Зинаида.( Брак с которой он не разрушал скорее ради приличий и четверых детей ) Официально поддерживается версия о самоубийстве. Однако по этому поводу по сей день ведутся дискуссии. Жена Морозова говорила, что зайдя в комнату увидела, через распахнутое окно, убегающего мужчину. Другие считают, что Морозов был доведен до самоубийства большевиками. Единственного мнения по поводу того, как и из-за кого ушел в мир иной величайший русский предприниматель нет.

Но, если верить известным историкам, становится ясным одно. Если бы в России, на тот момент, было хотя бы с десяток таких промышленников, то вопрос революции мог бы не назреть.


Александра Машьянова 


 

Рекомендуем

Микаэл Таривердиев. «Я просто живу, или жизнь как она есть»
«Я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным шатался по окопам». Эдуард Багрицкий
Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя
Кино. Классика. "Цельнометаллическая оболочка"
Музейная история легендарных брендов
"Судьба одного дома" в театре Российской Армии
Фильм Вима Вендерса «Соль земли», как попытка понять природу фотографии
Вячеслав Тихонов. Мгновения жизни
Мертвее всех живых («Мертвые не умирают» реж. Джим Джармуш)
Кто такой Лоэнгрин и почему это важно