Партнеры Живи добром

Савва Морозов. Благотворительность-первое имя


Савва Морозов- российский промышленник, учившийся в Кембридже и подаривший финансовую независимость МХАТу. Выходец из старообрядческой семьи, который спонсировал советскую "Искру ". Близкий знакомый Гоголя и внук крепостного, дом которого посещали царственные особы. Личность весомая и противоречивая. Как для современников так и для наc.

Савва Тимофеевич Морозов родился 3 февраля 1862 года в одной из Московских губерний. Фамилию Морозовых вписал в историю российской промышленности его дед и тезка- Савва Васильевич Морозов, который  женившись в 1797 году и получив приданное в размере пяти золотых рублей в том же году открыл собственную шёлкоткацкую мастерскую. К 1821 году Савва Васильевич выкупил из крепостной зависимости всю семью за немыслимую, по тем временам, сумму- 17 тысяч рублей (для сравнения доход крепостного в год составлял 5 рублей )

Савва Морозов

После своей смерти Савва Васильевич передал управленческие обязанности Тимофею Саввичу. Единственному члену семьи не знавшего крепостного права. В отличии от своего сына- человека, который первым заговорил о создании союза работников, Тимофей Саввич был крайне деспотичным руководителем. На его заводах действовала жесткая система штрафов и наказаний. Что в конечном итоге привело к стачке в 1885 году. Это настолько надломило Морозова, что он чуть было не распродал все свои предприятия. Сделать это ему помешала его супруга, властная женщина татарского происхождения, которая взяла управление мануфактурами в свои руки и приумножила капитал в 5 раз. Она являлась фактическим владельцем всего имущества её семьи- ей принадлежало 90% паев.

Действующим же руководителем был назначен 25- летний Савва Тимофеевич Морозов, который для переезда в Москву прервал свою работу над диссертацией по химии в Кембридже. Молодой управляющий, не смотря на протесты родителей, оборудовал предприятия новейшими станками. Продукция "ситцевого короля" стала широко известна не только по всей России, но и в Китае и Англии. Морозов уделял большое внимание не только мануфактурам, но и тем, кто на них работал. Он старался максимально улучшить условия труда- строил школы, обеспечивал медицинское обслуживание и первым ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике.

Савва Тимофеевич был человеком страстным. И это проявлялось во всем. В отношении и к работе, и к искусству,  к женщинам. В первый раз он влюбился в жену своего дальнего родственника и несмотря на скандал (развод был немыслимым делом в старообрядческой семье) женился на ней. Современники отмечают, что супруга Морозова- Зинаида Григорьевна питала слабость к роскоши и богатству. Однажды, ей даже было сделано замечание, что шлейф её платья длиннее, чем у императрицы. Родственники и приближенные которой, кстати, достаточно часто бывали дома, на приемах, у Морозовых. Супруг подобные мероприятия не любил и практически не появлялся на них. СавваТимофеевич был, по своей натуре, человеком непритязательным и скромным. Мог ходить в стоптанных ботинках и залатанных штанах, а единственным украшением кабинета служил бюст его друга Горького. К которому в последствии ушла вторая любовь Морозова, актриса- Мария Андреева. С ней один из самых щедрых меценатов России познакомился в театре МХАТ.

Основатели- Станиславский и Нестеров обращались за поддержкой и к государству и ко многим предпринимателям. Однако получали либо отказ, либо равносильные ему денежные суммы. Морозов подарил театру не только финансовую независимость, но и сделал его доступным-  он считал, что пьесы должны иметь общественный интерес, а билеты продаваться по невысоким ценам.

Савва Морозов

Отношение Марии Федоровны к российскому предпринимателю нельзя было назвать бескорыстным. Ей льстило внимание столь влиятельного поклонника и, находясь в обществе, она любила прихвастнуть тем, какое влияние она на него имеет. Не расставшись с Морозовым Андреева начала встречаться с его вышеупомянутым другом- Горьким. И все же, не смотря на предательство, Морозов до конца своих дней продолжал любить актрису. Когда она, будучи в Риге, попала в больницу с перитонитом именно Савва Тимофеевич ухаживал за ней, а после смерти оставил ей страховой поли "на предъявителя" в размере ста тысяч. Большую часть этих денег Андреева отдала большевикам. Ленин называл её "товарищ феномен". Ведь именно она повлияла на политические взгляды крупнейшего российского промышленника. Он содействовал изданию "Искры" и прятал у себя важнейших участников большевистского движения.

В 1905 году, на заре революции, на Никольской мануфактуре вспыхнула забастовка. Чтобы договориться с рабочими Морозов потребовал у матери доверенность на ведение дел. На что получил отказ.

Преданный другом и возлюбленной, окруженный претившем ему купечеством и неспособный повлиять на ситуацию на фабриках Морозов впал в депрессию. По настоянию жены и матери был созван врачебный консилиум. Последний поставил диагноз "тяжелое нервное расстройство" и отправил Морозова лечится в Канны. В мае того же года в номере "Ройяль-Отеля" Морозова нашла мертвым его супруга Зинаида.( Брак с которой он не разрушал скорее ради приличий и четверых детей ) Официально поддерживается версия о самоубийстве. Однако по этому поводу по сей день ведутся дискуссии. Жена Морозова говорила, что зайдя в комнату увидела, через распахнутое окно, убегающего мужчину. Другие считают, что Морозов был доведен до самоубийства большевиками. Единственного мнения по поводу того, как и из-за кого ушел в мир иной величайший русский предприниматель нет.

Но, если верить известным историкам, становится ясным одно. Если бы в России, на тот момент, было хотя бы с десяток таких промышленников, то вопрос революции мог бы не назреть.


Александра Машьянова 


 

Рекомендуем

Книга недели. Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Международный день музыки
За кулисами музейной жизни
Сексизм в современной культуре
Гала Дали. «Мы никогда не покинем друг друга»
Фестиваль сказок в «Москвариуме»
Классика. "Степь" реж. Сергей Бондарчук
Триумфальный визит Жауме Пленса или раскрытие секретов тишины
Подарки со смыслом!