Тайна, имя которой - Улыбка
Ее улыбка покоряет миллионы и вот уже более полувека заставляет задумываться лучшие умы планеты о том, что она обозначает. Ее личность доподлинно до сих пор не установлена, а автором считается одним из великих деятелей всех времен и народов. Ее имя «Мона Лиза» или «Джоконда». И именно о ней пойдет речь далее.
За почти семьдесят лет своей жизни Леонардо да Винчи нарисовал около двадцати картин, оставил огромное количество чертежей, сконструировал множество механизмов, написал около десяти тысяч страниц дневниковых записей (на сегодняшний день сохранились лишь семь тысяч) и внес свой вклад во множество сфер жизни и деятельности человека. И все же в первую очередь имя этого гения ассоциируется именно с героиней представленной статьи.
Гений начал писать «Мону Лизу» в 1503 или 1504 году во Флоренции, Италия. Хотя представители Лувра несколько расширяют дату: картина была написана между 1503 и 1506 гг. Современник Леонардо, Джорджо Вазари утверждает, что «после того, как он писал картину в течение четырех лет, [он] оставил ее незавершенной». В 1516 году Леонардо был приглашен королем Франциском I для работы в Кло-Люсе, французском средневековом замке неподалеку от королевского замка в Амбуазе. Считается, что Да Винчи взял «Мону Лизу» с собой и продолжал работу над ней после переезда во Францию. После его смерти картина была унаследована, как и многие другие работы, его учеником и помощником Салаи. Король выкупил картину за четыре тысячи экю и определил на хранение во дворце Фонтенбло, где она оставалась до тех пор, пока Людовик XIV не переместил полотно во дворец Версаля. После Французской революции она была перенесена в Лувр.
Мона Лиза… Сегодня это имя знает практически каждый уважающий себя человек, хоть чуть-чуть знакомый с историей искусства. Знаменитая работа Да Винчи хранится, пожалуй, в самом известном музее мира – в Парижском Лувре. Целый зал посвящен только этой картине (хотя в нем и находятся другие произведения искусства), портрет висит за пуленепробиваемым стеклом, за ним ведется постоянное наблюдение. И не зря – толпы людей каждый день стремятся в Лувр в первую очередь, чтобы увидеть именно этот шедевр.
Но так было не всегда. Стоит ли говорить, что всего чуть более века назад это полотно не вызывало такого ажиотажа среди посетителей музея. «Джокондой» тогда интересовались лишь специалисты в истории искусств, в общем, и в жизни, и творчестве Леонардо да Винчи, в частности.
Но день 21 августа 1911 года полностью изменил судьбу этого, поистине, великого полотна. Именно в этот день картина приобрела известность. На следующий день художник Луи Беру пришел в Лувр и направлялся в салон Карре, где «Мона Лиза» выставлялась в течение пяти лет. Однако, на месте, где должна была находиться картина, им были обнаружены лишь четыре железных колышка. Художник обратился к начальнику охраны, который был полностью уверен, что картина взята на фотографирование для маркетинговых целей.
Несколькими часами позже, стало известно, что картина не находилась у фотографов. Лувр был закрыт на целую неделю для расследования кражи.
Французский поэт Гийом Аполлинер, который однажды призвал, чтобы Лувр был сожжен, попал под подозрение; он был арестован и заключен в тюрьму. Аполлинер пытался вовлечь в это дело своего друга Пабло Пикассо, художник также был вызван на допрос, но в дальнейшем оба деятеля были реабилитированы.
Какое-то время картина считалась утерянной безвозвратно: прошло два года прежде чем настоящий вор был обнаружен. Работник Лувра Винченцо Перуджа похитил полотно, войдя в здание в рабочее время, и вышел, припрятав его под пальто после того, как музей был закрыт. Перуджо был итальянским патриотом, уверенным, что картина Леонардо должна быть возвращена в Италию для экспонирования в итальянском музее. Позднее обнаружилось, что Эдуардо де Вальфьерно был идейным вдохновителем кражи и заказал фальсификатору Иву Шодрону создать шесть копий шедевра, чтобы затем продать их в США. Оригинал в это время хранился в Европе, но после двух лет «ареста» полотна в своей картине, Перуджо не сдержался и был пойман во время попытки продать «Джоконду» директору галереи Уффици во Флоренции; картина на протяжении некоторого времени выставлялась по всей Италии, а затем была возвращена в Лувр в 1913 году.
До кражи картина не была популярна среди простых обывателей. Лишь в 1860-е гг. исследователи стали приравнивать ее к лучшим шедеврам эпохи Возрождения, но лишь узкий круг интеллигенции этим интересовался.
В 1956 году часть картины была повреждена, когда некий вандал пролил на нее кислоту. 30 декабря того же года полотно снова подверглось нападкам: в нее был брошен камень. Использование пуленепробиваемого стекла спасло «Джоконду» от дальнейших атак в Лувре. В апреле 1974 года некая «хромая женщина», расстроенная из-за политики музея в отношении инвалидов, распылила красную краску на картину, когда она выставлялась в Токийском Национальном музее. В 2009 году русская женщина, не потерпевшая лишения французского гражданства, швырнула в картину терракотовой статуэткой, приобретенной в музее. К счастью, в обоих случаях картина не пострадала.
Дарья Урядова
|
Рекомендуем |