Партнеры Живи добром

Варвара Степанова: «Человек не может жить без чуда»


«Человек не может жить без чуда. По природе своей он живет полной жизнью тогда, когда изобретает, открывает, производит опыты». Эти слова Варвара Степанова написала в 1920 году в своей статье о возможностях познания искусства. «Чудом» она назвала некую непонятность в произведении искусства, которую всю жизнь стремилась разгадать.

Она родилась в 1894 году в Литве в городе Ковно (сегодня Каунас) в семье служащего. Девушке рано пришлось поддерживать семью, зарабатывая уроками лепки и рисования. Она окончила гимназию с золотой медалью в 1911 году. Затем поступила в Казанскую художественную школу. Там же вышла замуж за архитектора Дмитрия Федорова. Он погиб во время Первой Мировой войны. После чего, не окончив школы, Степанова уезжает в Москву, где учится в частной школе-мастерской К. Юона и посещает занятия в Строгановском училище. Параллельно она работает помощницей бухгалтера на фабрике, занимается в школе-мастерской Михаила Леблана, пробует выполнять монохромные композиции, в которых фигуры условны и геометричны. В 1914 году она познакомилась со своим вторым мужем и любовью всей своей жизни. С этого момента имя Варвары Степановой навеки не разделить с именем Александра Родченко. Они настолько дополняли друг друга, что Малевич однажды сказал: «Вам надо выступать вместе». И они выступали. Сначала на Пятой государственной выставке в 1918 году, которая стала дебютной для художницы, а затем и на протяжении всей жизни.

варвара Степанова

Как художник Степанова сформировалась во второй половине 1910-х годов, позже всех, став самым молодым представителем русского авангарда. На дебютной выставке она представила восемь своих работ под псевдонимом «Варст». Степанова восприняла все выработанные до нее художественные системы как готовый материал и занялась поиском синтетических жанров: визуальной поэзии и экспрессивной абстрактно-фигуративной живописи. Синтез слова и изображения – одна из постоянных тем Степановой. В ранний свой период она пишет романтичные сонеты своему мужу и иллюстрирует их рисунками пером. Эти стихи легли в основу ее «Беспредметных стихов», в которых характер форм графически передавал то или иное настроение. Пишущую машинку Степанова превратила в инструмент художника. Она свободно распоряжалась буквами в пространстве листа, делая их выше или ниже, вписывая их в какую-нибудь форму. Благодаря таким опытам со словами, Степанова научилась вживаться в процесс создания книги, проживая его как полноценный художественный акт.

Именно как художник книги Степанова в 1932 году вступила в Московский союз советских художников. Вместе с Родченко она занималась оформлением журналов, плакатов и книг более 30 лет. Сначала был каталог к выставке «5х5=25» в 1921 году, который она сама составляла, сама печатала на машинке 50 экземпляров и сама вклеивала в него иллюстрации и эскизы. Потом были обложки журналов «Кино-фот», «Советское кино», газеты «Комсомольская Правда». Степанова была виртуозным организатором, именно она доводила проект «до кондиции», часто расстраивалась, если издательство было не заинтересовано в экспериментах. Она мастерски выполняла функцию посредника между автором и читателем.

Варвара Федоровна была невероятно активной женщиной, часто работала над несколькими проектами одновременно. На выставке «5х5=25» она представила свою серию линогравюр «Фигуры». В этих работах художница показывала фигуру человека как логично устроенный механизм. Как заметил Алексей Ган: «Заслуга Степановой в том, что она дала первые начертания схематизации, выявив в них главные формы анатомических движений». Сразу же Степанову пригласили в театр В. Мейерхольда как художника-постановщика спектакля А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Декоративность и театрализация становятся ее главной стихией. Для эскизов и проектирования художница выбрала необычную технику коллажа, она склеивала мебель из белых полосок на черном фоне по предварительной разметке, так же, как если бы пересекались в пространстве настоящие бруски. Такая технология в графике имитировала технологию сборки готовой вещи. Костюмы были сшиты из мешковины и выявляли механику движений и основные элементы фигуры человека. Все вещи на сцене имели скрытые динамические и механические возможности. Например, стоило актеру встать, как вставал и стол.

варвара Степанова

Участие в спектакле дало Степановой новое направление для своих экспериментов. Она занялась разработкой одежды и тканей. В 1923 году в журнале «ЛЕФ» была напечатана ее знаменитая статья «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда», в которой она демонстрирует базовые модели костюмов и в соответствии с профессией предлагает дополнять их необходимыми элементами. Кроме этого, по мнению Степановой художник должен проектировать ткань как бы «изнутри», исходя из законов ее переплетения, и, таким образом, получать материи с новыми физическими свойствами. Все текстильные эскизы художницы вычерчены с помощью циркуля и треугольника. В основе комбинации три фигуры: окружность, треугольник и прямоугольник. В рисунках на тканях частота вертикальных ритмов вызывает ассоциацию с мельканием кадров, эффекты зрительных иллюзий, динамичных превращений форм друг в друга. Степанова стала экспериментировать с такими эффектами задолго до возникновения поп-арта.

варвара Степанова

Одной из самых важных ее заслуг является описание в дневниках и статьях истории русского авангарда, частью которого она сама была. Степанова фиксировала полемику художников, подробно документировала ключевые события художественной жизни Москвы, вела регистрационные журналы. О творчестве Александра Родченко, о его идеях мы знаем благодаря кропотливым записям Варвары Федоровны. Поражает огромная работоспособность этой женщины, бьющая через край энергия, азарт и неутомимый интерес к жизни, ко времени, в котором она жила. Будучи строгой, темпераментной и эмоциональной, имела большую, любящую и нежную душу. «Неистовая Степанова», как называл ее Маяковский, отдала поиску «чуда» всю себя без остатка.


Дицкова Елена


 


 

Рекомендуем

Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
«МОНОФЕСТ» ОБЪЯВИЛ ЛАУРЕАТОВ
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
И садится Солнце («Атлантика» реж. Мати Диоп)
Арми Хаммер: Прекрасный принц о неконтролируемом мужском эго
RIFF 2017. Интервью с основателем кинофестиваля
Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи
Святослав Бэлза. «В разлуке есть высокое значенье...»
Что? Где? Когда? Мероприятия, завершающие весну 2016
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)