Партнеры Живи добром

Ян Вермеер Дельфтский. Забытый на века маэстро


Нежные девушки, бытовые мотивы, пастельные тона, приятные тени. Неоцененный своими современниками, голландский художник Ян Вермеер в XIX веке обрел оглушительную популярность и стал одним из самых лучших художников «Золотого века». Его непродолжительная жизнь весьма интересна, а его картины вызывают немало восхищения даже у тех, кто достаточно равнодушно относится к произведениям художников. 

Родился Ян Вермеер в голландском городе Делфте, из-за которого и получил свое прозвание – Ян Дельфтский. Точная дата его появления на свет неизвестна, поэтому принято считать день его крещения – 31 октября 1632 года – и его днем рождения. Отец Яна, Янсон Рейнеер, был ткачом по шелку, однако, после женитьбы, переехал с супругой в Делфт из Амстердама, где стал хозяином магазина предметов искусства и владельцем небольшой гостиницы «Мехелен». Кроме того, он состоял в гильдии Святого Луки – объединении художников, скульпторов и печатников. Позже членство в гильдии получил и Ян.

Вермеер

О юношестве Яна известно достаточно мало. У него была старшая сестра, разница в возрасте с которой составляла 12 лет. Мать Яна, Дигне Балтес, управляла семейной гостиницей. Поэтому детство будущего художника назвать бедным никак нельзя. В пятнадцатилетнем возрасте Ян поступает на обучение в художественный класс при гильдии Святого Луки. Около шести лет он должен был отучиться, чтобы приобрести членство, так же как и отец. Во время обучения юный Вермеер знакомится с именитыми голландскими художниками. В Делфт приезжал Карел Фабрициус, бывший учеником Рембранта. Его работы оказали большое влияние на молодого Яна. Кроме того, многое Вермеер перенял и у Питера де Хоха: сочетание красок, положения героев картин, темы. По сути, Вермеер стал последователем жанровой живописи де Хооха.

Когда Яну исполнился 21 год, он женился на девушке из богатой и почитаемой в городе семьи. Ради этого брака Вермееру пришлось сменить веру – из лютеранства он перешел в католицизм. Свою супругу, Катерину Болнес, Ян чуть ли не боготворил. Об этом свидетельствуют полотна художника, где нередко ему позирует жена. 

Уникальность картин художника заключается в атмосфере спокойствия, неспешности, умиротворения, и при этом они очень живые и чувственные. Игра света и теней, яркие краски на пастельном фоне, изображение действия – картины походят на кадры старой киноленты и кажется, будто вот-вот польется молоко у «Молочницы» или «Кружевница» начнет корпеть над своей работой, «Астроном» закрутит глобус, а «Дама, пишущая письмо» начнет шуршать пером по бумаге. Картины будто оживают в нашем воображении. 

Астроном Вермеер

Безбедная жизнь позволяла Яну неспешно творить свои шедевры, поэтому за свои двадцать лет творчества он создал только 43 полотна. Также у художника совершенно отсутствовало честолюбие – ему не важна была слава, он работал для себя и своих родных, известен был в небольшом кругу своих знакомых и почитателей его творчества. Так, к примеру, самой большой коллекцией его картин обладал хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, у которого, по некоторым данным, находилось 19 картин художника.

«Дама, пишущая письмо»

Чета Вермееров жила достаточно счастливо. В 1654 году у Яна и Катарины рождается первая дочь – Мария. Ее назвали в честь матери Катарины. Теща была волевой женщиной, которая очень во многом помогала молодой чете. Мария Тинс нередко финансировала работу Яна, помогала дочери с детьми. В свое время Мария ушла от супруга, который нередко колотил ее и маленькую дочь, и она, верно, не хотела такой же судьбы для Катарины. Поэтому неудивительно, что теща всячески пыталась сохранять в семье позитивную атмосферу и во всем поддерживала молодых. После смерти Катарины она взяла на себя заботу о внуках - у пары было 15 детей, правда, четверо из них умерли в младенчестве.

Вермеер работал неторопливо, создавая в год две-три картины. Хотя в деньгах недостатка у семьи не было (особенно при условии, что после смерти матери и сестры Ян наследовал «Мехелен»), благодаря своему творчеству он смог обеспечить себе место в гильдии Святого Луки. Продажа картин позволила Вермееру сделать взнос для вступления в сообщество, а вскоре он стал главой гильдии – самым молодым руководителем за всю историю ее существования. Позже его второй раз переизбрали на эту должность, где он пробыл до своих последних дней.

Ближе к концу жизни финансовое благополучие семьи пошатнулось. В 1672 году началась Голландская война, из-за которой нарушились экономические отношения Нидерланд и Франции. В связи с этим спрос на творения художников сильно упал, и Вермеер был вынужден влезть в долги и кредиты. Спустя три года он сильно заболел и вскоре умер. 15 декабря 1675 года его похоронили в семейной крипте. Чтобы погасить многочисленные долги мужа, Катарине пришлось отказаться от наследства. Двое ее сыновей стали юристом и врачом, одна дочь удачно вышла замуж, остальные же дети были обречены на скромное существование.

После смерти художника о его творениях забыли на очень долгий промежуток времени. Лишь в начале XIX века к художнику вновь проснулся недюжинный интерес и его картины стали активно разыскиваться по всей Европе, выставляться в галереях и продаваться на аукционах.

Работам Вермеера присущи легкость и поэтичность, при этом все детали на картинах художника выполнены очень точно. Большую роль на картинах художника играет интерьер и свет. Сочетание нежных бежевых оттенков и густых голубых красок создают некую гармонию – будто кусочки яркого неба появляются в рассеянном свете комнат.

Вид Дельфа

Два пейзажа Вермеера, «Улочка» и «Вид города Делфта», также очень необычны. Пушистые, похожие на вату, облака, проносящиеся над городской пристанью, торговые суда с опущенными парусами, легкая рябь на реке Схи – такой вид переносит зрителя на место событий, мы словно смотрим на пристань из окна дома или находясь на высоком холме. Будто бы вскоре над городом пройдет дождь и все притихло в ожидании. «Улочка» же, наоборот, создает ощущение спокойного затишья – люди живут своей жизнью, совершают привычные им ежедневные дело. Может даже показаться, что вот-вот из-за края картины проедет повозка или карета.

На полотна Яна Вермеера можно смотреть долго и каждый раз находить новые детали. Его стиль неповторим, и можно лишь поблагодарить тех людей, которые возродили интерес к его творчеству, но уже не в локальном, а в глобальном масштабе.


Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Ослам тут не место («История Дэвида Копперфилда», реж. Армандо Иануччи)
БСО им. П.И.Чайковского выступит в Орехово-Зуево
Viva, Римма!
DAILY Книга: Герман Гессе. Нарцисс и Златоуст
Тени не исчезнут в полдень
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
Хвост виляет человеком ("Зоология" реж. Иван И. Твердовский)
О’Генри «Дары волхвов»
Премьера спектакля «Собака» в «Золотом ключике»
Ловушка истории («Антебеллум», реж. Джирард Буш, Кристофер Ренц)