Партнеры Живи добром

Александр Скрябин – новатор среди консерваторов


Александр Николаевич Скрябин — очень самобытный и непохожий на других русский композитор и пианист. С абсолютной уверенностью можно сказать, что он стоит особняком в ряду знаменитых отечественных композиторов, хотя принято считать, что с точки зрения техники творчество А. Н. Скрябина может быть сближено с Новой венской школой. У Скрябина был свой взгляд на музыкальное произведение, узость и ограниченность тональности он компенсировал яркими красками гармоничности звучания нот. Кроме того, Скрябин был первым композитором в истории, соединившим два, казалось бы, взаимоисключающих понятия музыки и цвета, то есть впервые в истории использовал цветомузыку.


Александр Николаевич Скрябин


Музыка А. Н. Скрябина очень необычна. В ней особенно ярко чувствуется нервность, импульсивность, метания, тревожные поиски, в чём-то таинственные и мистические. С точки зрения композиторской техники музыку Скрябина принято ставить в один ряд с произведениями композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако в ней, безусловно, есть свои неповторимые качества — композитор постоянно усложнял гармоничные средства в пределах одной тональности, за что Скрябина и называют «постмодернистом, непохожим на других». При этом форма в его музыке практически всегда имеет ясность и завершённость. 

Немаловажно то, что композитора привлекали образы, связанные со светом и цветом: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет, т.д. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал, во многом учился у знаменитого классика, Фридерика Шопена, и зачастую создавал произведения в тех же жанрах, что и он: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром, но уже тогда, на заре его творческого пути проявился собственный почерк композитора. В то же самое время затем в своих произведениях Скрябин обращается к жанру поэмы, как оркестровой, так и фортепианной. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). Примечательно, что в партитуре «Прометея» 1910 года А.Н.Скрябин впервые использовал цветовую клавиатуру, став новатором в до тех пор консервативной фортепианной технике.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которую композитор хотел превратить в по-настоящему грандиозное действо — симфонию звуков, движений, цветов, запахов и даже архитектуры. Лишь в конце XX века была создана окончательная версия произведения, основанная на набросках и записях, сделанных самим А. Н. Скрябиным — «Предварительное действо» А. Немтина, который, впрочем, исключил из них основную часть текста.


Александр Николаевич Скрябин


Скрябин уникален для мировой классической музыки не только своими новаторскими подходами в технике исполнения произведений. Дело в том, что композитор рассматривал свой творческий путь лишь как средство решения Великой Вселенской задачи, по большому счёту не признавая своего таланта. Посредством главной работы всей своей жизни, «Мистерии», которая, к сожалению, так и не была завершена авторской рукой, А.Н.Скрябин хотел завершить нынешний цикл существования мира, Материю и Мировой Дух в единое целое и выразить его в некоем космическом эротическом акте, таким образом уничтожив Вселенную в привычном смысле этого слова и тем самым освободив место для сотворения следующего, истинного Мира. Те новые сугубо музыкальные подходы к написанию и исполнению произведений, которые можно наиболее ярко наблюдать после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина в начале 1900-х годов — он всегда считал не первостепенным выводом своего творчества, цель которого заключалась лишь в исполнении истинной задачи, стоявшей перед Скрябиным. Обобщая вышесказанное, можно лишь донести мысль автора: наиболее важные произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — это лишь предисловие («Предварительное действо») или описание, донесённое до слушателя на музыкальном языке, подготовка слушателя к тому, как именно всё будет происходить во время таинственной Мистерии и соединения Материи и Мирового Духа.

Чумак Михаил


 

Рекомендуем

Джулианна Мур: «Знаете, никто из нас не идеален»
Александр Довженко - Микеланджело XX века
«Культура 2.0». Штефан Обермайер
Экскурсия по инопланетным мирам ("Валериан и город тысячи планет" реж. Люк Бессон)
Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Прохоровское поле
Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все