Партнеры Живи добром

Александр Зацепин: легенда советской песни


Если музыка из фильма уходит в народ, то он уже наполовину успешен.  «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев» - песни и музыкальные темы из этих и многих других советских картин давно стали классикой. Бессмертные хиты отечественной эстрады - «Этот мир придуман не нами», «Ищу тебя» - и по сей день звучат из динамиков радио и ТВ. Знакомые нам с детства произведения, яркие и радостные,  создал талантливый композитор Александр Зацепин.  10 марта Александру Сергеевичу исполняется 89 лет.


Маленький Саша мог выбрать любой путь и стремился попробовать себя во всем. Многим своим интересам будущий композитор находил практическое применение: увлекшись акробатикой и достигнув успехов в ней, он чуть было не стал цирковым гимнастом, навыки тракториста пригодились в колхозе, а занятия радиотехникой впоследствии привели к созданию собственной уникальной студии звукозаписи. За что бы ни брался юный талант, все ему удавалось с успехом, все делалось с удовольствием!


Александр Зацепин


Музыке же было отведено особое место. Еще в школе Александр начал играть в небольшом джаз-бенде, исполняя популярные мелодии того времени. В студенческие годы музыка поглощала львиную долю времени, а потому учебой в инженерном институте пришлось пренебречь. Да и не до учебников стало – началась война, молодого музыканта призвали в армию и определили в военное училище. Тут-то и раскрылись многочисленные творческие навыки Александра Сергеевича: во время службы он успел поработать киномехаником, освоить аккордеон и кларнет, а позже и балалайку.


Проявив себя в оркестре, Зацепин получил приглашение на гастроли с Новосибирской филармонией. Однажды концертная бригада приехала в Алма-Ату, где Зацепин продемонстрировал свои работы в местном музыкальном училище. Его профессионализм был оценен настолько высоко, что ему порекомендовали поступать сразу в консерваторию: «С вашей подготовкой вас примут!». И он поступил. Именно в Алма-Ате начались первые серьезные успехи Александра Зацепина как композитора: его песни начали звучать по радио, а в 1956 году была написана музыка к картине «Наш милый доктор» Айманова. 


Однако путь к известности оказался извилист. Переезжая в Москву, Зацепин столкнулся с жилищными проблемами, да и с работой не всегда везло. Всесоюзную славу Александру Сергеевичу принес случай. Режиссер Леонид Гайдай находился в поиске музыканта для работы над фильмом «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда ему прислали песни Зацепина. Мэтр сомневался, сможет ли музыкант сладить с его стилем и написать эксцентричную музыку. Тогда Иван Пырьев, худрук «Мосфильма», сказал: «Леня, он чувствует твое изображение». Так, в 1965 году с выходом фильма и сложился незаурядный творческий тандем Гайдай-Зацепин. Позже к нему присоединился поэт Леонид Дербенев, в соавторстве с которым Зацепин создал десятки прекрасных песен.


Александр Зацепин


Примечательно, что режиссер и композитор не всегда находили общий язык. Для эпизода прогулки Шурика и Нины в «Кавказской пленнице» Гайдаю понадобилась такая песня, которую бы смогли подхватить в народе. Кому как не Александру Сергеевичу справиться с этой задачей! Он сочинил аж пять мелодий на выбор Леонида Иовича, а третьей из них был мотив на всеми любимую «Песенку о медведях». Александр Зацепин написал Гайдаю: «Если ни одна из них не подойдет, я ни на что не годен. Можете звать другого композитора». Удивительно, но Гайдай ответил, что придется приглашать другого автора. К счастью, вмешался Пырьев, отправив Зацепина и Дербенева прямиком на съемочную площадку, Дербенев написал слова к музыке - и песня «заиграла» в фильме. Уже после выхода картины, режиссер сознался: «Я слышал, как песню поют на улице…». Дальнейшее их сотрудничество явило миру такие шедевры, как "Бриллиантовая рука" (1969), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973),  "Спортлото-82" (1982) и другие.


В то время произошла счастливая встреча композитора с Аллой Пугачевой, находившейся тогда еще на заре своей славы. Вместе они создали десятки шлягеров, среди которых «До свиданья, лето», «Волшебник-недоучка», «Этот мир придуман не нами», «Куда уходит детство?» и многие другие. После выхода фильма «Женщина, которая поет» Пугачева ушла от музыканта – что-то разладилось в их отношениях. 


Молва о таланте композитора пронеслась и за границей, правда, по достоинству он так и не был оценен. Зацепин написал музыку к советско-итальянскому фильму «Красная палатка» с Шоном Коннери и Клаудией Кардинале в главных ролях. В итоге, проект переозвучили, не согласовав действия с Александром Сергеевичем, и лишь потому, что режиссер хотел внушительных кассовых сборов, а имя Зацепина в титрах ничего бы не сказало западному зрителю. Позже его пригласили работать в Голливуд. В 80-е годы советская власть не терпела попыток творить на территории идеологического врага: в СССР не могло идти речи о возможности заключить контракт с американцами. Так Зацепин лишился шанса добиться известности во всем мире.


Александр Зацепин


Оставалось только бежать. К большому сожалению, уехав в Париж, Александр Сергеевич надолго пропал с музыкального олимпа. Когда композитора спросили, куда делась его музыка, он ответил: «А куда делось само кино в 90-е годы? Режиссеров не стало. Поэтов не стало».


Сегодня Александр Зацепин живет на две страны. Несмотря на почтенный возраст, работа для композитора по сей день стоит на первом месте: в последние годы Александр Сергеевич все больше времени проводит в России, много пишет совместно с поэтом Юрием Рогозиным, сотрудничает с российскими исполнителями. Творчество, благодаря которому рождается вдохновение и ощущается необыкновенный подъем, - вот что вернуло домой именитого музыканта.



Денюкова Гузелия



 

Рекомендуем

Yez by Yegor Zaitsev "iVANOVO"
О предстоящем турнире M2M RUSSIAN OPEN 2015
Максимилиан Волошин. Свободный среди догм
Евгений Сидихин – русский супергерой в поисках счастья
За ведёрком да по серебро. Премьера спектакля «Морозко» в ММДМ
«Игры в BAUHAUS»
Испанская чаровница, Мадридская Мадонна или просто милая Пе
Теодорос Ангелопулос. Трилогия современной Греции
Великий и Всемогущий Роу: страна волшебного кино
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)