Мишель Легран. Живая легенда
Мишель Легран – единственный композитор, получивший трех Оскаров, пять Грэмми и даже Золотого Орла! Человек, старающийся удивить самого себя, постоянно ищущий «свежее место на подушке» и знающий самые сокровенные страхи Барбары Стрейзанд. Кто он, откуда, что думает о современной музыке и о России – ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в сегодняшней статье.
Первые шаги в вечность Будущий автор бессмертной музыки к «Шербурским зонтикам» родился 24 февраля 1932 году в Париже в семье не менее известного французского музыканта Раймона Леграна, являвшегося выпускником американской музыкальной школы, руководителем которой был джазовый музыкант П. Уайтмен. Мать Мишеля, Марсель Тер-Микаэлян, была пианисткой, происходившей из буржуазной армянской семьи.
Однако Мишель Легран армянин лишь на четверть - дед по материнской линии Тер-Микаэлян был армянином, но в 1915 году, когда свирепствовал турецкий геноцид, ему пришлось бежать во Францию, где он встретил свою супругу, будущую бабушку Мишеля Леграна, француженку по происхождению.
И хотя семья Мишеля жила общими интересами, музыкой, семья распалась, когда мальчику было 3 года. С этого момента начинается грустный период жизни Леграна – будучи маленького роста, он все время сносил нападки и побои мальчишек, поэтому в школу ходить не любил. А дома маленький Мишель часто оставался один – матери приходилось много работать и ее часто не было дома. Пианино было единственным другом мальчика, который слушал мелодии по радио, а затем пытался воспроизвести их на музыкальном инструменте.
Мишель пошел по стопам отца, увлекся музыкой и уже в 11 лет поступил в Парижскую академию музыки, где обучался дирижированию у Нади Буланже, известной своими прогрессивными взглядами на организацию учебного процесса. Позже Легран получил классическое образование по классу фортепьяно в Парижской консерватории - композитор учился играть на разных инструментах, но остался верен своему другу детства.
Джаз – любовь с первых нот и навсегда В 1947 году Мишель Легран дарит свое сердце джазу – ему посчастливилось попасть на концерт великого джазового исполнителя Диззи Гиллеси. Джаз настолько понравился Мишелю, настолько захватил его, что все последующее творчество будет неразрывно связано с этим направлением в музыке. С начала 1950-х Мишель писал музыку и занимался аранжировкой для нескольких французских шансонье. Как ни странно, но первым заказчиком был его отец – именно он попросил Леграна-младшего написать несколько произведений и аранжировок. Классическое образование вместе с увлечением джазом очень помогали в работе, позволили успешно начать концертную деятельность и в 1955 году выпустить свой первый, невероятно популярный альбом «Я люблю Париж», наполненный французскими мелодиями в обработке Леграна (всего у композитора более 100 альбомов).
Благодаря успеху на родине и двухгодичному плодотворному сотрудничеству с Морисом Шевалье, в 1956 году Легран решил отправиться попытать удачу в Нью-Йорк, хотя это было и достаточно рискованно. В Америке Мишель Легран познакомился с такими музыкантами как Джон Колтрейн и Майл Дэвис, которые славились своими новаторскими подходами в джазовой музыке. Несмотря на свою молодость и относительную неопытность, Легран отлично вписался в американское джазовое общество, тем самым доказав, что не только американские музыканты и композиторы могут чувствовать джаз. Легран работал и был на равных с Диззи Гиллеспи, Стэном Гетцем, Биллом Эвансом. Впоследствии, в возрасте 65 лет, маэстро так оценивал те дни: «Джаз стал частью моей жизни, потому что я вырос среди мелодий джаза. Мне кажется, что джаз стал самым мощным направлением в музыке XX столетия, поэтому он стал частью и моего сознания. Я не просто играю, а веду диалог с миром. Импровизация позволяет мне держать себя в форме и занимает мой ум, я чувствую себя молодым и полным сил».
Одновременно с работой над личными проектами (написание музыки и создание вариаций для Стэна Гетца и Фила Вуда; выступление с популярным джазовым музыкантом Шелли Манном и созданием музыки для мюзиклов), Легран старался создавать оркестровые ансамбли в Европе и Америке, но особенно это удалось сделать ему сразу по возвращению в Париж: Леграном был создан оркестр, исполнявший не только джаз, но и поп-музыку, ставший известным не только во Франции, но и за ее пределами. Как позднее заметил маэстро «необходимо было постепенно просачиваться в репертуар ведущих исполнителей». И он добился этого! К середине 1960-х произведения Мишеля Леграна исполнялись такими знаменитостями как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Джек Джонс, Лена Хорн, Перри Комо, Джонни Матис, Джеймс Инграм. Плодотворное творческое сотрудничество сложилось у Леграна с поэтами Аланом и Мерилин Бергман, которые писали для музыканта тексты на английском языке. Алгоритм работы был следующим: прежде всего заранее обговаривалась тема, на которую писался английский текст, затем Мишель придумывал к нему мелодию, сочинял фортепианный клавир будущей песни, а заключительным этапом являлось создание аранжировки на основе клавира.
Мишелю Леграну посчастливилось некоторое время сотрудничать с Эдит Пиаф, но это время запомнилось композитору хотя и ярким, но достаточно грустным. Сама Пиаф попросила молодого, но талантливого и уже известного оркестрового композитора поработать с ней. Она сказала: "Прежде чем я умру, я хочу вновь записать 20 моих лучших песен. И хочу, чтобы вы дирижировали оркестром на моих концертах". Несмотря на усталость и болезненность Эдит Пиаф, начались регулярные репетиции. Было запланировано четыре концерта, но три из них пришлось отменить из-за плохого здоровья певицы, а вскоре она ушла из жизни. По мнению композитора второй Пиаф быть не может, потому что она была уникальной, неподражаемой певицей. «Никто не Пиаф».
В конце 1960-х музыкант познакомился с Барброй Стрейзанд, когда она играла на Бродвее в «Смешной девчонке». Эта знакомство переросло в долгую и плодотворную дружбу. Позже американская певица специально прилетала в Париж для совместных проектов с французским композитором. Песня «Меня зовут Барбара», аранжированная Леграном и исполняемая оркестром под его управлением до сих пор считается настоящим хитом. Удачный тандем можно объяснить взаимопониманием, взаимовосхищением и взаимоуважением. Так Легран неоднократно отмечал в своих интервью, что с Барброй Стрейзанд приятно общаться и работать, потому что она из тех редких исполнительниц, которые способны украсить любую песню, однако композитор подмечает и страх певицы перед ошибкой на сцене на глазах у публики, хотя как говорит сам Мишель Легран: «с её-то известностью она может делать на сцене что угодно. Она собирает самые большие концертные залы в мире. Но чем больше знаменит исполнитель, тем больше он рискует и тем больше боится рисковать».
И снова «Оскар»! В 1953 году начался новый виток творчества Мишеля Леграна – написание музыки для французских кинофильмов. Этот этап был настолько плодотворен и удачен, что позволил композитору собрать обширную коллекцию наград, а также поработать с такими интереснейшими режиссерами как Аньес Варда, Жак Дэми, Жан-Люк Годар и другими.
По мнению Леграна, написание музыки для фильмов – совсем другая, необычная работа, занимаясь которой нужно хорошо понимать, что такое кино и не забывать, что ты сам – один из создателей фильма. Музыка в фильме словно второй диалог – она должна быть дополнением к фильму, подчеркивать настроение актеров, помогать донести неуловимое, тонкое, важное, но и быть интересной музыкально. Но иногда музыка становится абсолютной противоположностью к кинокартине.
В 1960-е была написана музыка к фильмам «Лола», «Клео от 5 до 7», «Я люблю жить». А в 1964 году композитор впервые попал в списки номинантов на «Оскар». Среди его песен были такие визитные карточки как композиции к фильму «Шербурские зонтики»: «Я буду ждать тебя», «Жди, что будет» и «Ты должен верить, что придет Весна». Тут можно отметить несколько любопытных фактов, связанных с этим поистине культовым фильмом: прежде всего, нам сейчас покажется удивительным, что… были огромные сложности со съемками картины и выпуском ее на экраны!
Так в 1964 году Мишель Легран и режиссер Жак Деми решили создать мюзикл «Верность или Шербурские зонтики». Изначально идея выглядела весьма просто – обычный мюзикл, где песни поют, а диалоги проговаривают. Работа началась в доме Леграна, где несколько дней Жак и Мишель сидели запершись и писали музыку и песни. Но вскоре стало очевидно, что ничего не выходит… Переходы от диалогов к песням и обратно вызывали сомнения и резали слух и два талантливых человека решили прекратить работу на несколько месяцев, чтобы все взвесить и обдумать, но через какое-то время режиссер позвонил композитору и предложил сделать без стыков, чтобы пелось все – и диалоги, и песни!
Однако, когда мюзикл был написан никто из продюсеров не хотел браться за постановку – все считали Жака Деми и Мишеля Леграна сумасшедшими, а фильм – заранее обреченным.
Помощь пришла неожиданно – отчаявшись, два автора написали письмо медиа магнату Пьеру Лазареву, которого едва знали. На следующее утро раздался звонок: «Легран? Это Лазарев. Завтра — у меня в половине третьего». На встрече Лазарев признался: «Я толком не понял, что это такое, но это наверняка эпатирует публику. Моя приятельница Маг Бодар хочет стать продюсером. Она будет продюсировать, а я оплачу».
Когда фильм был снят, обнаружилась новая трудность – никто не хотел брать его в прокат, и снова понадобилась помощь Пьера Лазарева – Маг пожаловалась ему, а он, в свою очередь, связался с лучшим прокатчиком и заявил, что ни строчка его рекламы не будет опубликована до тех пор, пока «Шербурские зонтики» не будут показаны в его кинотеатрах. Несмотря на все опасения, уже после первого показа фильм имел огромный успех и принес мировую известность его авторам, а мелодия из кинофильма стала второй по популярности и распространенности среди французских мелодий (первое место занимает «Болеро» Мориса Равеля).
Вторая любопытная деталь состоит в том, что партии Катрин Денев и Анны Вернон озвучивала сестра Мишеля Леграна – Кристина.
В 1966 году за фильм «Девушки из Рошфора», где зрителю был предложен необычный подход – фильм целиком состоял из музыкальных диалогов, композитор был номинирован на «Оскар» второй раз. Успех Леграна вызвал к жизни множество подражателей. Третьей номинации на «Оскар» в 1968 году Легран удостоился благодаря своей работе в картине «Дело о короне Томаса» - песне «Ветер с твоей мельницы». Также композитор получил «Оскара» в 1971 году как лучший композитор за фильм «Лето 42-го».
1970-е годы были чрезвычайно плодотворными для композитора – делая акцент на музыку для кинофильмов, Легран создает такие известные произведения, как музыка к «Леди исполняет блюз», «Три мушкетера», «Никогда не говори никогда» (из Бондианы). Чуть позже Мишель возвращается к джазовым импровизациям, где ему лучше всего удаются лирические напевы, а также работает над музыкой для телевидения.
В начале 1980-х Барбара Стрейзанд продюсировала (впервые для себя) фильм «Иентл» и попросила Леграна написать музыку, которая вышла настолько удачной, что две из двенадцати песен были номинированы на «Оскар» («Папа, ты меня слышишь?» и «Как же он волнует меня») и фильм получил «Оскара» 1984 года в номинации «Лучшая музыкальная адаптация».
Приключения француза в России Впервые Мишель Легран посетил СССР в 1957 году, приехав сюда со своим джазовым оркестром, и с тех пор обожает русскую музыку, русскую культуру и русских людей.
По мнению маэстро русская публика отличается от французской своей большей восприимчивостью к музыке, своей музыкальностью. Легран связывает это различие с образованием, которые мы получаем в детстве, с нашей культурой. Мишель Легран очень тепло отзывается о нашей стране, несмотря на многочисленные изменения как внешние, так и внутренние: «Конечно же, если вы приезжаете каждые три года, видите, что появляются новые улицы, новые здания, магазины, много света. Происходит много изменений. Но главное впечатление о России, которое у меня в глубине души, всегда остается одним и тем же. Я очень люблю русских людей, и мне всегда доставляет огромное удовольствие приезжать сюда. Окружение, стиль жизни, особые лица – это настоящие люди в настоящей стране. В этой потрясающей большой стране. Для меня огромный эксперимент и глубокие впечатления быть здесь, наблюдать все вокруг».
Россия настолько глубоко проникла в душу маэстро, что несколько лет назад произошла забавная история: проснувшись однажды утром, Мишель Легран осознал, что нашел замечательную мелодию! Немедленно записав ноты, композитор позвонил своему другу и напел только что созданный мотив. Друг внимательно выслушал, высоко оценил находку и сказал, что это… Гимн России!
Наша страна ассоциируется у маэстро с лирической и одновременно романтической мелодией, медленной и широкой; мелодия должна быть в миноре, но радостной, полной радостных надежд на будущее. Интересный творческий союз создал композитор с выдающейся певицей, народной артисткой России Тамарой Гвердцителли. Знакомство произошло весьма необычно - довольно давно, более пятнадцати лет назад компания, желавшая устроить совместный концерт, прислала маэстро кассету с записями певицы. Прослушав кассету, Легран был потрясен красотой голоса и тут же пригласил Тамару Михайловну в Париж, где они записали совместный альбом. Композитору нравился и стиль жизни певицы, который был новым для него, отчасти непонятным, другим. Сама Тамара Гвердителли по словам композитора была «чем-то новым, чем-то другим». Их совместные выступления проходили и проходят в самых знаменитых залах мира и всегда с успехом.
У маэстро и в России есть свои награды – несколько лет назад Мишелю Леграну была вручена премия «Золотой орел» за вклад в мировой кинематограф.
На данный момент у Мишеля Леграна нет творческих планов, связанных с нашей страной, а в 2003 году композитор писал музыку к фильму «Янтарные крылья», снимавшийся по заказу телеканала ТВЦ. Однако в перспективе работа с российскими режиссерами и продюсерами кажется композитору по крайней мере интересной.
Секреты успеха Мишель Легран до сих пор пишет прекраснейшую музыку, способную затронуть струны каждой души, а секрет мастерства композитора прост – надо все оттачивать до совершенства, заниматься с максимальной отдачей. Этого же Легран требует от солистов, музыкантов, продюсеров. Выдержать это непросто, но самые терпеливые и старательные достигают вершин успеха. Музыка занимает всю жизнь маэстро – он постоянно работает, а если не работает – то спит. Желание попробовать новое, побывать там, где еще не был, а также пламенное желание стать одним из лучших пианистов на Земле, в мире, в истории – вот что движет Леграном, подталкивает его к новым знаниям, экспериментам. Это желание настолько сильно, что даже в свободное время Легран постоянно играет на рояле.
Но работает Мишель Легран именно за столом, хотя это может быть в любом месте и зависит от обстоятельств: «Я никогда не сочиняю, сидя за фортепиано, я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении у тебя – бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой. Я всегда работаю с пристрастием». Когда композитор пишет музыку, то всегда старается работать на пределе своих возможностей, чтобы самому не было противно. Он постоянно старается придумать что-то новое, удивить себя.
По словам композитора, процесс создания концерта должен непременно приносить удовольствие ему самому, а для этого надо играть на таком высоком уровне, чтобы и музыканты и певцы рядом с ним тоже хорошо выступили. Только после концерта, на котором играешь с полной отдачей, появляется желание творить, создавать новые прекрасные произведения. По словам Мишеля Леграна «успех, который приходит после, – само собой разумеющееся» и это не может не доставлять удовольствия.
Мишель Легран – творец, а творцы, по его словам, мало спят, потому что «все время крутятся в постели, ищут свежее место на подушке. Это свежее место на подушке — что-то новое в их творчестве».
Легран сегодня Спустя некоторое время Мишель Легран прекратил выступать как певец и сосредоточился на исполнительской и композиторской деятельности. Исключение было сделано лишь для певицы Лауры, с которой был записан бэк-вокал для песни «Что может случиться.... ».
У композитора четверо детей – сыновья пошли по стопам отца и стали заниматься музыкой, а дочки отдали предпочтение спорту – одна из них чемпионка Франции по верховой езде, вторая – автогонщица. Подобная страсть к приключениям у детей Леграна в крови – сам композитор пилотирует личный самолет (ему нравится чувствовать себя птицей), управляет яхтой, занимается верховой ездой, играет в шахматы, теннис, не теряет интереса к жизни и откровенно наслаждается ею, считая, что жизнь и творчество – всего лишь игра.
Не забывает композитор и о своих армянских корнях – два раза маэстро посещал Армению. Первый раз он и его сестра разыскивали родственников, а второй раз посещение Армении было приурочено к 80-летию композитора, в честь чего был дан концерт с Государственным филармоническим оркестром Армении. Сам Легран относит себя к немногочисленным уцелевшим шансонье, исполняющим французские песни. Это связано с тем, что композитор презирает американский рок-н-ролл и не видит ничего хорошего в его засилье по всему миру на радио и телевидении, в том числе и во Франции, когда у американцев есть такие замечательные вещи как джаз, кантри, народные песни. Однако композитор не считает, что французской песне грозит опасность, ведь ее знают и ценят на родине.
Маэстро чрезвычайно высоко ценит права человека, записанные в Декларации 1789 года. Композитору посчастливилось в 1989 году, в годовщину 200-летия Декларации, исполнить правительственный заказ – написать ораторию для оркестра, хора и солистов на тему Декларации прав человека.
Мишель Легран – человек чрезвычайно общительный, разносторонний, активный, открытый ко всему новому, хорошо разбирающийся в политике и сожалеющий, что на нее нет достаточно времени. Когда разговор заходит о музыке, то в его глазах загораются искры, даже несмотря на усталость. Композитор живет настоящим и будущим, прошлое считает мертвым, тем, что бессмысленно вспоминать и к чему бессмысленно возвращаться. Каждое утро для Леграна начинается с чистого листа. «Я занят поиском новых ощущений, поэтому я все время разный».
Светлана Волкова
|
Рекомендуем |