Партнеры Живи добром

Мишель Легран. Живая легенда


Мишель Легран – единственный композитор, получивший трех Оскаров, пять Грэмми и даже Золотого Орла! Человек, старающийся удивить самого себя, постоянно ищущий «свежее место на подушке» и знающий самые сокровенные страхи Барбары Стрейзанд. Кто он, откуда, что думает о современной музыке и о России – ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Первые шаги в вечность

Будущий автор бессмертной музыки к «Шербурским зонтикам» родился 24 февраля 1932 году в Париже в семье не менее известного французского музыканта Раймона Леграна, являвшегося выпускником американской музыкальной школы, руководителем которой был джазовый музыкант П. Уайтмен. Мать Мишеля, Марсель Тер-Микаэлян, была пианисткой, происходившей из буржуазной армянской семьи.


Мишель Легран


Однако Мишель Легран армянин лишь на четверть - дед по материнской линии Тер-Микаэлян был армянином, но в 1915 году, когда свирепствовал турецкий геноцид, ему пришлось бежать во Францию, где он встретил свою супругу, будущую бабушку Мишеля Леграна, француженку по происхождению.


И хотя семья Мишеля жила общими интересами, музыкой, семья распалась, когда мальчику было 3 года. С этого момента начинается грустный период жизни Леграна – будучи маленького роста, он все время сносил нападки и побои мальчишек, поэтому в школу ходить не любил. А дома маленький Мишель часто оставался один – матери приходилось много работать и ее часто не было дома. Пианино было единственным другом мальчика, который слушал мелодии по радио, а затем пытался воспроизвести их на музыкальном инструменте.


Мишель пошел по стопам отца, увлекся музыкой и уже в 11 лет поступил в Парижскую академию музыки, где обучался дирижированию у Нади Буланже, известной своими прогрессивными взглядами на организацию учебного процесса. Позже Легран получил классическое образование по классу фортепьяно в Парижской консерватории - композитор учился играть на разных инструментах, но остался верен своему другу детства.


Джаз – любовь с первых нот и навсегда

В 1947 году Мишель Легран дарит свое сердце джазу – ему посчастливилось попасть на концерт великого джазового исполнителя Диззи Гиллеси. Джаз настолько понравился Мишелю, настолько захватил его, что все последующее творчество будет неразрывно связано с этим направлением в музыке. С начала 1950-х Мишель писал музыку и занимался аранжировкой для нескольких французских шансонье. Как ни странно, но первым заказчиком был его отец – именно он попросил Леграна-младшего написать несколько произведений и аранжировок. Классическое образование вместе с увлечением джазом очень помогали в работе, позволили успешно начать концертную деятельность и в 1955 году выпустить свой первый, невероятно популярный альбом «Я люблю Париж», наполненный французскими мелодиями в обработке Леграна (всего у композитора более 100 альбомов).


 Благодаря успеху на родине и двухгодичному плодотворному сотрудничеству с Морисом Шевалье, в 1956 году Легран решил отправиться попытать удачу в Нью-Йорк, хотя это было и достаточно рискованно. В Америке Мишель Легран познакомился с такими музыкантами как Джон Колтрейн и Майл Дэвис, которые славились своими новаторскими подходами в джазовой музыке. Несмотря на свою молодость и относительную неопытность, Легран отлично вписался в американское джазовое общество, тем самым доказав, что не только американские музыканты и композиторы могут чувствовать джаз.  Легран работал и был на равных с Диззи Гиллеспи, Стэном Гетцем, Биллом Эвансом. Впоследствии, в возрасте 65 лет, маэстро так оценивал те дни: «Джаз стал частью моей жизни, потому что я вырос среди мелодий джаза. Мне кажется, что джаз стал самым мощным направлением в музыке XX столетия, поэтому он стал частью и моего сознания. Я не просто играю, а веду диалог с миром. Импровизация позволяет мне держать себя в форме и занимает мой ум, я чувствую себя молодым и полным сил». 


Одновременно с работой над личными проектами (написание музыки и создание вариаций для Стэна Гетца и Фила Вуда; выступление с популярным джазовым музыкантом Шелли Манном и созданием музыки для мюзиклов), Легран старался создавать оркестровые ансамбли в Европе и Америке, но особенно это удалось сделать ему сразу по возвращению в Париж: Леграном был создан оркестр, исполнявший не только джаз, но и поп-музыку, ставший известным не только во Франции, но и за ее пределами. Как позднее заметил маэстро «необходимо было постепенно просачиваться в репертуар ведущих исполнителей». И он добился этого! К середине 1960-х произведения Мишеля Леграна исполнялись такими знаменитостями как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Джек Джонс, Лена Хорн, Перри Комо, Джонни Матис, Джеймс Инграм. Плодотворное творческое сотрудничество сложилось у Леграна с поэтами Аланом и Мерилин Бергман, которые писали для музыканта тексты на английском языке. Алгоритм работы был следующим: прежде всего заранее обговаривалась тема, на которую писался английский текст, затем Мишель придумывал к нему мелодию, сочинял фортепианный клавир будущей песни, а заключительным этапом являлось создание аранжировки на основе клавира. 


Мишель Легран


Мишелю Леграну посчастливилось некоторое время сотрудничать с Эдит Пиаф, но это время запомнилось композитору хотя и ярким, но достаточно грустным. Сама Пиаф попросила молодого, но талантливого и уже известного оркестрового композитора поработать с ней. Она сказала: "Прежде чем я умру, я хочу вновь записать 20 моих лучших песен. И хочу, чтобы вы дирижировали оркестром на моих концертах". Несмотря на усталость и болезненность Эдит Пиаф, начались регулярные репетиции. Было запланировано четыре концерта, но три из них пришлось отменить из-за плохого здоровья певицы, а вскоре она ушла из жизни. По мнению композитора второй Пиаф быть не может, потому что она была уникальной, неподражаемой певицей. «Никто не Пиаф».


В конце 1960-х музыкант познакомился с Барброй Стрейзанд, когда она играла на Бродвее в «Смешной девчонке». Эта знакомство переросло в долгую и плодотворную дружбу. Позже американская певица специально прилетала в Париж для совместных проектов с французским композитором. Песня «Меня зовут Барбара», аранжированная Леграном и исполняемая оркестром под его управлением до сих пор считается настоящим хитом. Удачный тандем можно объяснить взаимопониманием, взаимовосхищением и взаимоуважением. Так Легран неоднократно отмечал в своих интервью, что с Барброй Стрейзанд приятно общаться и работать, потому что она из тех редких исполнительниц, которые способны украсить любую песню, однако композитор подмечает и страх певицы перед ошибкой на сцене на глазах у публики, хотя как говорит сам Мишель Легран: «с её-то известностью она может делать на сцене что угодно. Она собирает самые большие концертные залы в мире. Но чем больше знаменит исполнитель, тем больше он рискует и тем больше боится рисковать».

И снова «Оскар»!

В 1953 году начался новый виток творчества Мишеля Леграна – написание музыки для французских кинофильмов. Этот этап был настолько плодотворен и удачен, что позволил композитору собрать обширную коллекцию наград, а также поработать с такими интереснейшими режиссерами как Аньес Варда, Жак Дэми, Жан-Люк Годар и другими.


По мнению Леграна, написание музыки для фильмов – совсем другая, необычная работа, занимаясь которой нужно хорошо понимать, что такое кино и не забывать, что ты сам – один из создателей фильма. Музыка в фильме словно второй диалог – она должна быть дополнением к фильму, подчеркивать настроение актеров, помогать донести неуловимое, тонкое, важное, но и быть интересной музыкально. Но иногда музыка становится абсолютной противоположностью к кинокартине.


В 1960-е была написана музыка к фильмам «Лола», «Клео от 5 до 7», «Я люблю жить». А в 1964 году композитор впервые попал в списки номинантов на «Оскар». Среди его песен были такие визитные карточки как композиции к фильму «Шербурские зонтики»: «Я буду ждать тебя», «Жди, что будет» и «Ты должен верить, что придет Весна». Тут можно отметить несколько любопытных фактов, связанных с этим поистине культовым фильмом: прежде всего, нам сейчас покажется удивительным, что… были огромные сложности со съемками картины и выпуском ее на экраны!


Так в 1964 году Мишель Легран и режиссер Жак Деми решили создать мюзикл «Верность или Шербурские зонтики». Изначально идея выглядела весьма просто – обычный мюзикл, где песни поют, а диалоги проговаривают. Работа началась в доме Леграна, где несколько дней Жак и Мишель сидели запершись и писали музыку и песни. Но вскоре стало очевидно, что ничего не выходит… Переходы от диалогов к песням и обратно вызывали сомнения и резали слух и два талантливых человека решили прекратить работу на несколько месяцев, чтобы все взвесить и обдумать, но через какое-то время режиссер позвонил композитору и предложил сделать без стыков, чтобы пелось все – и диалоги, и песни!


Однако, когда мюзикл был написан никто из продюсеров не хотел браться за постановку – все считали Жака Деми и Мишеля Леграна сумасшедшими, а фильм – заранее обреченным. 


Помощь пришла неожиданно – отчаявшись, два автора написали письмо медиа магнату Пьеру Лазареву, которого едва знали. На следующее утро раздался звонок: «Легран? Это Лазарев. Завтра — у меня в половине третьего». На встрече Лазарев признался: «Я толком не понял, что это такое, но это наверняка эпатирует публику. Моя приятельница Маг Бодар хочет стать продюсером. Она будет продюсировать, а я оплачу».


Мишель Легран


Когда фильм был снят, обнаружилась новая трудность – никто не хотел брать его в прокат, и снова понадобилась помощь Пьера Лазарева – Маг пожаловалась ему, а он, в свою очередь, связался с лучшим прокатчиком и заявил, что ни строчка его рекламы не будет опубликована до тех пор, пока «Шербурские зонтики» не будут показаны в его кинотеатрах. Несмотря на все опасения, уже после первого показа фильм имел огромный успех и принес мировую известность его авторам, а мелодия из кинофильма стала второй по популярности и распространенности среди французских мелодий (первое место занимает «Болеро» Мориса Равеля).


Вторая любопытная деталь состоит в том, что партии Катрин Денев и Анны Вернон озвучивала сестра Мишеля Леграна – Кристина. 


В 1966 году за фильм «Девушки из Рошфора», где зрителю был предложен необычный подход – фильм целиком состоял из музыкальных диалогов, композитор был номинирован на «Оскар» второй раз. Успех Леграна вызвал к жизни множество подражателей. Третьей номинации на «Оскар» в 1968 году Легран удостоился благодаря своей работе в картине «Дело о короне Томаса» - песне «Ветер с твоей мельницы». Также композитор получил «Оскара» в 1971 году как лучший композитор за фильм «Лето 42-го».


1970-е годы были чрезвычайно плодотворными для композитора – делая акцент на музыку для кинофильмов, Легран создает такие известные произведения, как музыка к «Леди исполняет блюз», «Три мушкетера», «Никогда не говори никогда» (из Бондианы). Чуть позже Мишель возвращается к джазовым импровизациям, где ему лучше всего удаются лирические напевы, а также работает над музыкой для телевидения.


В начале 1980-х Барбара Стрейзанд продюсировала (впервые для себя) фильм «Иентл» и попросила Леграна написать музыку, которая вышла настолько удачной, что две из двенадцати песен были номинированы на «Оскар» («Папа, ты меня слышишь?» и «Как же он волнует меня») и фильм получил «Оскара» 1984 года в номинации «Лучшая музыкальная адаптация».


Приключения француза в России

Впервые Мишель Легран посетил СССР в 1957 году, приехав сюда со своим джазовым оркестром, и с тех пор обожает русскую музыку, русскую культуру и русских людей.


По мнению маэстро русская публика отличается от французской своей большей восприимчивостью к музыке, своей музыкальностью. Легран связывает это различие с образованием, которые мы получаем в детстве, с нашей культурой. Мишель Легран очень тепло отзывается о нашей стране, несмотря на многочисленные изменения как внешние, так и внутренние: «Конечно же, если вы приезжаете каждые три года, видите, что появляются новые улицы, новые здания, магазины, много света. Происходит много изменений. Но главное впечатление о России, которое у меня в глубине души, всегда остается одним и тем же. Я очень люблю русских людей, и мне всегда доставляет огромное удовольствие приезжать сюда. Окружение, стиль жизни, особые лица – это настоящие люди в настоящей стране. В этой потрясающей большой стране. Для меня огромный эксперимент и глубокие впечатления быть здесь, наблюдать все вокруг». 


Россия настолько глубоко проникла в душу маэстро, что несколько лет назад произошла забавная история: проснувшись однажды утром, Мишель Легран осознал, что нашел замечательную мелодию! Немедленно записав ноты, композитор позвонил своему другу и напел только что созданный мотив. Друг внимательно выслушал, высоко оценил находку и сказал, что это… Гимн России!


Наша страна ассоциируется у маэстро с лирической и одновременно романтической мелодией, медленной и широкой; мелодия должна быть в миноре, но радостной, полной радостных надежд на будущее. Интересный творческий союз создал композитор с выдающейся певицей, народной артисткой России Тамарой Гвердцителли. Знакомство произошло весьма необычно - довольно давно, более пятнадцати лет назад компания, желавшая устроить совместный концерт, прислала маэстро кассету с записями певицы. Прослушав кассету, Легран был потрясен красотой голоса и тут же пригласил Тамару Михайловну в Париж, где они записали совместный альбом.  Композитору нравился и стиль жизни певицы, который был новым для него, отчасти непонятным, другим. Сама Тамара Гвердителли по словам композитора была «чем-то новым, чем-то другим». Их совместные выступления проходили и проходят в самых знаменитых залах мира и всегда с успехом.


У маэстро и в России есть свои награды – несколько лет назад Мишелю Леграну была вручена премия «Золотой орел» за вклад в мировой кинематограф.


Мишель Легран


На данный момент у Мишеля Леграна нет творческих планов, связанных с нашей страной, а в 2003 году композитор писал музыку к фильму «Янтарные крылья», снимавшийся по заказу телеканала ТВЦ. Однако в перспективе работа с российскими режиссерами и продюсерами кажется композитору по крайней мере интересной.


Секреты успеха

Мишель Легран до сих пор пишет прекраснейшую музыку, способную затронуть струны каждой души, а секрет мастерства композитора прост – надо все оттачивать до совершенства, заниматься с максимальной отдачей. Этого же Легран требует от солистов, музыкантов, продюсеров. Выдержать это непросто, но самые терпеливые и старательные достигают вершин успеха. Музыка занимает всю жизнь маэстро – он постоянно работает, а если не работает – то спит. Желание попробовать новое, побывать там, где еще не был, а также пламенное желание стать одним из лучших пианистов на Земле, в мире, в истории – вот что движет Леграном, подталкивает его к новым знаниям, экспериментам. Это желание настолько сильно, что даже в свободное время Легран постоянно играет на рояле.


Но работает Мишель Легран именно за столом, хотя это может быть в любом месте и зависит от обстоятельств: «Я никогда не сочиняю, сидя за фортепиано, я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении у тебя – бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой. Я всегда работаю с пристрастием». Когда композитор пишет музыку, то всегда старается работать на пределе своих возможностей, чтобы самому не было противно. Он постоянно старается придумать что-то новое, удивить себя.


По словам композитора, процесс создания концерта должен непременно приносить удовольствие ему самому, а для этого надо играть на таком высоком уровне, чтобы и музыканты и певцы рядом с ним тоже хорошо выступили. Только после концерта, на котором играешь с полной отдачей, появляется желание творить, создавать новые прекрасные произведения. По словам Мишеля Леграна «успех, который приходит после, – само собой разумеющееся» и это не может не доставлять удовольствия.


Мишель Легран – творец, а творцы, по его словам, мало спят, потому что «все время крутятся в постели, ищут свежее место на подушке. Это свежее место на подушке — что-то новое в их творчестве».


Легран сегодня

Спустя некоторое время Мишель Легран прекратил выступать как певец и сосредоточился на исполнительской и композиторской деятельности. Исключение было сделано лишь для певицы Лауры, с которой был записан бэк-вокал для песни «Что может случиться.... ».


Мишель Легран


У композитора четверо детей – сыновья пошли по стопам отца и стали заниматься музыкой, а дочки отдали предпочтение спорту – одна из них чемпионка Франции по верховой езде, вторая – автогонщица. Подобная страсть к приключениям у детей Леграна в крови – сам композитор пилотирует личный самолет (ему нравится чувствовать себя птицей), управляет яхтой, занимается верховой ездой, играет в шахматы, теннис, не теряет интереса к жизни и откровенно наслаждается ею, считая, что жизнь и творчество – всего лишь игра.


Не забывает композитор и о своих армянских корнях – два раза маэстро посещал Армению. Первый раз он и его сестра разыскивали родственников, а второй раз посещение Армении было приурочено к 80-летию композитора, в честь чего был дан концерт с Государственным филармоническим оркестром Армении. Сам Легран относит себя к немногочисленным уцелевшим шансонье, исполняющим французские песни. Это связано с тем, что композитор презирает американский рок-н-ролл и не видит ничего хорошего в его засилье по всему миру на радио и телевидении, в том числе и во Франции, когда у американцев есть такие замечательные вещи как джаз, кантри, народные песни. Однако композитор не считает, что французской песне грозит опасность, ведь ее знают и ценят на родине.


Маэстро чрезвычайно высоко ценит права человека, записанные в Декларации 1789 года. Композитору посчастливилось в 1989 году, в годовщину 200-летия Декларации, исполнить правительственный заказ – написать ораторию для оркестра, хора и солистов на тему Декларации прав человека.


Мишель Легран – человек чрезвычайно общительный, разносторонний, активный, открытый ко всему новому, хорошо разбирающийся в политике и сожалеющий, что на нее нет достаточно времени. Когда разговор заходит о музыке, то в его глазах загораются искры, даже несмотря на усталость. Композитор живет настоящим и будущим, прошлое считает мертвым, тем, что бессмысленно вспоминать и к чему бессмысленно возвращаться. Каждое утро для Леграна начинается с чистого листа. «Я занят поиском новых ощущений, поэтому я все время разный».



Светлана Волкова




 

Рекомендуем

XXXIX ММКФ. Вне конкурса: "Пински", "Ана, любовь моя", "Гиппопотам"
"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
Фестиваль «Зимние Грезы». Закрытие
XXXVIII Московский международный кинофестиваль
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)
Эдуард Асадов. Жизнь до и после
Фестиваль "Звёзды на Байкале". 2-й день
Памяти Люсьены Овчинниковой. Несчастливая сказка о советской Золушке
V Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори». «Французское барокко»
Брюс Ли: Маленький Дракон