Алексей Лосев: «Я не великомученик, а боец»
Сентябрь 1983 года, Новочеркасск. В семье донского казака и дочери священника на свет появился мальчик, которого ожидала непростая судьба, как и многих его соотечественников, чья жизнь пришлась на эпоху войн, революций и великих перемен. Однако, новорожденному была уготована особая роль – в условиях гонений и жесткого атеизма он станет выдающимся религиозным философом. Ребенка окрестили Алексеем. Живость ума будущий философ унаследовал от отца, а строгое православное воспитание и крепкие нравственные принципы получил от матери, которая воспитывала его в одиночку – Лосев-старший ушел из семьи, оставив трехмесячного сына на попечение жены.
В 1911 году Алесей со знаками отличия завершил обучение в гимназии и поступил в Московский Императорский университет сразу на два отделения – философии и классической филологии.
В университете будущий философ занялся углубленным изучением любимой дисциплины – без нее он не представлял существования всего человеческого рода. «Философия есть жизнь, а жизнь есть философия» - утверждал будущий ученый.
Формированию взглядов Алексея немало способствовало окружение. Будучи студентом, он вступил в Религиозно-философское общество, где беседовал с корифеями русской философской мысли - Сергеем Булгаковым, Вячеславом Ивановым, Павлом Флоренским. После окончания университета Лосев стал готовиться к получению профессорского звания. Он преподавал в московских гимназиях и Нижегородском университете, куда прошел по конкурсу в качестве преподавателя.
После Октябрьской революции Алексей Федорович стал испытывать трудности с публикацией своих научных трудов. «Русская философия», одна из первых серьезных работ Лосева была издана только на немецком языке, в Германии. А серии книг «Духовная Русь», подготовленной совместно с Булгаковым и Ивановым, так и не получилось попасть в печать.
В 1922 году Алексей Федорович женился. Его избранницей стала Валентина Михайловна Соколова – дочь хозяина квартиры, в которой Лосев жил с 1918 года. Валентина Михайловна интересовалась поэзией и русской философией, имела чрезвычайно тонкий вкус.
В 1929 году, в период вспышки церковных гонений, супруги Лосевы приняли монашеский постриг от афонских старцев. С этих пор научная работа Алексея, ставшего в монашестве Адроником, становится передвижничеством. Из всего монашеского облачения Лосев постоянно носил лишь скуфью – небольшую черную шапочку. К этому времени Алексей Федорович закончил свой фундаментальный философский труд, называемый «восьмикнижие», куда входили такие знаменитые его книги, как «Диалектика мифа» и «Философия имени».
«Восьмикнижие» разрешили опубликовать, но только после того, как над ним основательно поработала советская цензура. Получив разрешение на печать, ученый решился на небывалое. В отредактированную цензорами «Диалектику мифа», он вернул все важные, но идеологически запрещенные отрывки.
«Я задыхался от невозможности высказаться и выразиться, - позже писал он жене. Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветавшую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности».
В апреле 1930 года Алексея Федоровича арестовали. Суд приговорил его к 10 годам лагерей. Супругу осудили на 5 лет лагерного режима.
Однако, Лосевых освободили досрочно, по ходатайству сестры Максима Горького. Супруги вернулись из лагеря в 1932 году, завершив строительство Беломорского канала. Алексей Федорович почти полностью ослеп, но практически сразу взялся за написание новых работ. С этого времени он маскировал свои труды под диалектику марксизма-ленизма.
Однажды назвав работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, Лосев пояснял, что на самом деле он говорил «о её гениальной, практически античной простоте». Во время Второй мировой войны Лосев был профессором философии в МГУ, после - в Московском педагогическом институте. Когда умер Сталин, у ученого появилась возможность публиковаться. Он сотрудничал с БЭС, Философским энциклопедическим словарем. Издал книгу «Владимир Соловьев», писал монографии по античной эстетике, позволившие по-новому взглянуть на нее. Переводил Платона, Аристотеля, Прокла и Николая Кузанского.
В 80х годах тяжелобольной и потерявший супругу Лосев уже не скрывал своей веры. Он исповедовал имяславие - религиозное движение, распространенное среди афонских монахов. Имяславие было для Алексея Федоровича и религией, и сферой научных интересов «Имя Бога есть сам Бог, но Бог не есть имя» - такова его основная догма, красной нитью проходящая через многие труды ученого-монаха.
Незадолго до кончины, философ успел принять участие в съемках документального кино о себе самом – фильм «Лосев» режиссера Владимира Косаковского появился на экранах в 1989 году.
Алексей Федорович Лосев скончался 1988 году. В Российской государственной библиотеке для слепых был установлен его бюст – как напоминание о творческих возможностях любого человека. Будучи практически слепым, философ стал автором около 800 научных работ.
Вера Сараева
|
Рекомендуем |