Партнеры Живи добром

Анна Ахматова: «Бессмертные души»

 

Ее поэзию называли «безыдейной» и «упаднической», не соответствующей духу времени, однако стихотворения Анны Ахматовой нашли отклик в миллионах сердец почитателей ее таланта. По словам критика М. Кралина, бессмертным словом Ахматова неразрывно и навсегда связала себя с душой русского народа.

Анна родилась 23 июня 1889 года в Одессе. Родители – мать Инна Эразмовна и отец, инженер Андрей Антонович Горенко, происходили из казачества, однако в роду были также дворяне – Стоговы, Ахматовы, Чагадаевы. Семья была большая – помимо Анны, у Горенко было еще пятеро детей. Детство будущей поэтессы нельзя назвать безоблачным – в возрасте семи лет ей пришлось пережить смерть младшей сестры Ирины. Тем не менее, мир вокруг становился все более интересным для Анны – ей нравилось разглядывать старые семейные альбомы, смотреть на звезды с чердака дома, гулять с няней по Царскому Селу (после переезда в Петербург).

44.jpg

Каждое лето родители вывозили детей на отдых в Севастополь и позже Анна вспоминала, что в ее детстве было «много моря». Мистический случай произошел с ней в возрасте пяти лет: на прогулке в саду девочка нашла булавку в форме греческой лиры, на что няня заметила, что быть ей поэтом. Пять лет Анна отучилась в Царскосельской гимназии – сначала ей не нравилась учеба, затем она стала преуспевать, но ходила в гимназию по прежнему без удовольствия.

Взрослым и детям она казалась слишком молчаливой и странной – но внутри скрывался огромный мир, который она не желала показывать всем подряд. Первые стихотворения Ахматова начала писать в 11 лет, за что ее дразнил отец – он не разделял увлечения дочери и запретил ей использовать семейную фамилию при публикациях, поэтому Анна Горенко стала Анной Ахматовой. Хорошие отношения сложились у девочки с матерью – они были схожи в своей доброте. Анна в будущем напишет про мать следующие строки:

«И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила...»
 

В 1905 году родители расстаются, дом, в котором прошло детство поэтессы, выставляется на продажу, и большая семья распадается. Детей отправляют к родственникам в Евпаторию, где все кажется Анне абсолютно чужим – от мелкого теплого моря до пустынных пейзажей. В Евпатории она создает тетрадь «беспомощных стихов». Этот период ознаменован попыткой самоубийства 16-летней Ани Горенко («ненужная, никому, никогда…» и в то же время «мама плакала, мне было стыдно») и сжиганием тетради с первыми стихами в стремлении отказаться от прошлого.

После окончания последнего класса киевской Фундуклеевской академии,в 1907 году Анна поступает на юридический факультет Высших женских курсов, а затем – на Высшие историко-литературные курсы В.П. Раева. В этот период жизни она тяжело заболевает туберкулезом, но впоследствии ей удается справиться с болезнью.

Спустя три года Анна Ахматова венчается с Николаем Гумилевым: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю» - писала она. История их любви напоминает борьбу переменчивого ветра – Анны, не знающей, чего она хочет, и ровного пламени – Николая, который был настойчив и уверен в своих чувствах. Они несколько раз расставались, Анна отвергала его признания – со смехом и язвительными шутками. Анна и Николай прожили в браке 8 лет и у них родился сын Лев. До последних дней жизни своего первого мужа поэтесса уважала его за преданность творчеству, самоиронию и критичность, верила в его талант. Они могли расставаться на месяцы и писать друг другу откровенные письма, но это были слишком свободные люди для обычной семейной жизни.

11.jpg

В 1910 году поэтесса впервые побывала в Париже и познакомилась с молодым художником Амедео Модильяни. Между ними возникло сильное романтическое влечение, но через год они навсегда расстались. В 1912 году вышел ее первый сборник стихотворений «Вечер» - в нее вошло всего 46 стихотворений, а тираж составил 300 экземпляров.

Анна не была довольна книгой – она даже уехала в Италию «подальше от огорчения». Ее расстраивало, что все вокруг обсуждают ее стихи, говорят все, что вздумается – «Вечер» стал для нее «гадким утенком» собственной души. Герой стихотворений Ахматовой – обычный человек, такой же, как и читатель. Он ликует и плачет, находится в смятении и любви, проклинает и молится. Поэтесса видела поэзию как «оголение души», где поэт и его герой находятся на краю небытия, на грани жизни и смерти.

33.jpg

В 1914 году у Ахматовой выходит сборник «Чётки». По ее словам, стихи приходили к ней в атмосфере холодного снежного Петербурга – с дождем, ветром, рябью на Неве. Однако лучше всего ей писалось в Слепнево – усадьбе, принадлежавшей матери Николая Гумилева. Это была русская глубинка, непохожая ни на Петербург, ни на Париж, со старинным укладом жизни, тихое и спокойное место с рекой и полями. В сборнике «Чётки» много стихотворений-воспоминаний – о детстве в Одессе, Царском Селе и первых встречах с Гумилевым. Книга оказалась невероятно популярной среди читателей, а критики отметили развитие мастерства Ахматовой.

Спустя три года в печать вышел третий сборник стихотворений Анны Ахматовой «Белая стая». Эту книгу обвинили в «нелитературности», но читатели были в восторге. «Белая стая» предварялась словами И. Анненского: «Горю и ночью дорога светла». Сборник был воспринят как переход от «женственного», «интимного» к «суровости и силе». В этот же период Ахматова пишет «Молитву» - произведение на тему надвигающейся революции:

«Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей»

В начале революции Ахматовой предлагают уехать в Париж, но она не смогла оставить Родину. Она второй раз выходит замуж, за востоковеда Владимира Шилейко и они поселяются в знаменитом Фонтанном доме в Петербурге. Наступают тяжелые времена – голод, безденежье, следующие одна за другой смерти: старший брат Андрей, Александр Блок, с которым Ахматова близко дружила, расстрел Николая Гумилева за «политическую неблагонадежность». Брак с Шилейко оказался некрепким и скоротечным – Анна не была готова отказаться от поэзии в пользу призрачного семейного счастья с ревнивцем.

Тем не менее, они смогли сохранить хорошие отношения. В это же время выходит сборник «Подорожник», а через несколько месяцев – «Anno Domini». Однако новая власть не оставляет шансов «старым» поэтам – в 1925 году Анну исключают из Союза писателей. Поэтесса жила в страхе за будущее страны – «Будет то же самое, что было во Франции во время Великой революции, будет, может быть, хуже». Ее терзало ощущение разрушения фундаментальной культуры, на которой выросло не одно поколение людей. С 1929 года Ахматову и ее сына начинают преследовать как выходцев из дворян. Ее стихотворения отвергаются цензурой – «не про колхозы», и поэтесса тяжело переживает невозможность говорить с читателем на присущем ей языке. 

22.jpg

В 1922 году Анна Ахматова в третий раз выходит замуж – за искусствоведа Николая Пунина. На фоне известной поэтессы он выглядел «чудным и милым», по свидетельству современников. По 1934 год она практически не публиковалась – многие стихи писались «в стол», другие были утеряны, а остальные не пропускала цензура. Ее поддерживают друзья – Мандельштамы, Булгаковы, Ардовы, Чуковские, в беседах с которыми Ахматова находит утешение.

В октябре 1935 года арестовывают ее мужа и сына за причастность к «антисоветской группе». Помогает письмо, написанное Ахматовой лично Сталину – Пунина и Гумилева освобождают. Однако ненадолго: Льва продолжают травить в университете, и снова заключают под стражу в 1938 году, после чего приговаривают к 10 годам лагерей. Ахматова пишет антиправительственные стихи, которые воплощают в себе ее тоску, страх, отчаяние:

«Я приснюсь тебе черной овцою
На нетвердых, сухих ногах,
Подойду, заблею, завою:
"Сладко ль ужинал, падишах?»
 

К 1940 году Ахматова заканчивает цикл «Реквием». Здесь пропадает противостояние поэт-читатель – возникает понятие «мы», простые несчастные люди. Будущий «Реквием» поэтесса «ритуально» читала своим друзьям: шепотом произносила пару строк, затем задавала дежурный светский вопрос, пока человек запоминал отрывок, написанный на бумаге, а затем сжигала листок. Лидия Чуковская писала: «Это был обряд: руки, спичка, пепельница, - обряд прекрасный и горестный». Неожиданно в этом же году ее восстанавливают в Союзе писателей. После этого ее снова начинают печатать – выходит сборник «Тростник». На этом фоне фантастическим стало выдвижение книги на Сталинскую премию, однако бдительная цензура не сдавала своих позиций.

Великую Отечественную войну поэтесса встретила в Ленинграде. Она пишет «Молитву» как символ несгибаемой воли и силы своего отечества:

«И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!» 

Ахматова была настоящим патриотом своей страны - она не хотела уезжать самостоятельно, и власти приняли решение эвакуировать ее в Ташкент. В 1943 году из ссылки вернулся ее сын, а спустя год он ушел на фронт простым солдатом, после чего судимость с него сняли. В послевоенные годы Анна начала печататься в журналах, однако снова посыпались нападки со стороны партийного начальства. Она также занималась переводами, не считая это своим основным занятием.

55.jpg

Последние 10 лет своей жизни Ахматова болела, но облик ее был величавым и элегантным: все также горели молодостью глаза, а в памяти неизменно появлялись образы безоблачных детства и юности. Ее старость проходила в Комарове, на небольшой даче от Литфонда. В 1961 году вышел сборник «Стихотворения (1909-1960)», разошедшийся большим тиражом по библиотекам. Ахматовой начали приходить письма от поклонников, что не могло ее не радовать. Она тепло относилась к присылаемым ей собственным сочинениям читателей. Анна Ахматова пережила 4 инфаркта, после чего, 5 марта 1966 года, тихо ушла. Ее похоронили на Комаровском кладбище под Ленинградом.

«Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей...
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой»


 
Екатерина Постная

 


 

Рекомендуем

Музейная история легендарных брендов
Самые продаваемые альбомы в истории музыки
Сто лет одиночества гения
Гала-концерт лауреатов Международного конкурса Елены Образцовой
Кино, смерть и ковбои («Афера по-голливудски», реж. Джордж Галло)
Краткий экскурс в творчество создателя «Крестного отца»
Джон Хьюстон: жизнь в стиле «нуар»
Спектакль "Географ глобус пропил"
Женщины-художницы о современных фетишах, мемах и своем месте в мире искусства
«Русский Лафонтен» Иван Крылов