Партнеры Живи добром

Чистая поэзия Дениса Осокина



На сегодняшний день Денис Осокин является одним из самых известных и признанных авторов России. Ему всего 38 лет, но он уже успел проявить себя не только как талантливый прозаик, но как поэт, сценарист и режиссер. В родной Казани региональный телеканал запустил авторский проект Осокина об этносе народов Поволжья. По его сценариям снято уже три фильма – «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции». Копилка писателя переполнена литературными наградами: премия «Дебют», премия Андрея Белого за лучшие прозаические работы, две премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон», премия «Ника» и премия Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии за лучшие сценарии. Его стихи и проза публиковались в самых известных литературных изданиях. Профессиональная жизнь писателя развивается стремительно и гармонично.


Денис Осокин


Уже четырнадцать лет имя Дениса Осокина известно большой литературе, но массовая популярность пришла к автору относительно недавно. В 2010 году режиссер Алексей Федорченко экранизировал повесть «Овсянки». А спустя год увидела свет одноименная книга, которая открыла широкому кругу читателей магический мир автора. Мир, в котором птицы овсянки вовсе не птицы, а скорее духи леса, вестники судьбы, а может быть даже посланцы Бога или сопровождающие в иное пространство, совершенно недоступное в реальности и ясно ощутимое в прозе Осокина. Мир, в котором «анемоны – это не цветы», а лишь один из элементов его постижения.  Этот мир наполнен легендами, поверьями, частушками и анекдотами.


В нем много смешного и по-детски наивного. Пространство Осокина отводит человеку скромное место – он лишь часть чего-то большого и мало постижимого. Именно от этого человек так умиротворен. Ему не нужно сгибаться под грузом своей значительности, он не центр, равновесие восстановлено. 


Телесная любовь и смерть – основные мотивы прозы Осокина. Они связанны друг с другом. Писатель формулирует идею, что любовь всегда будет сопровождаться осознанием неизбежности смерти. Только любовь равна жизни и смерти. И только она остается, когда смерть сменит жизнь. Умереть так же естественно, как и жить. А значит, нам остается одно – любить друг друга всей душой и всем телом. Ведь любить так естественно. Это как прогулка «после работы…по улицам и скверам», как поцелуи до слюнных пузырей. И когда «помаду… всю съели», можно свернуть в развалившийся дом или спрятаться в комнате, именуемой «детской». Через сильно развитое эротическое начало герои прозы Осокина передают читателю свою жажду жизни, неиссякаемый оптимизм и веру в самое лучшее. Это, своего рода, современное переложение архаической сути языческих верований, когда обнаженное тело было частью культа изобилия, плодородия и защиты человека от враждебных сил. 


Денис Осокин


Проза Осокина вообще больше походит на сказку, повествование превращается в монолог рассказчика, почти шепотом передающему читателю самое сокровенное и важное. Так называемая «облегченная пунктуация» автора вкупе с отсутствием заглавных букв сохраняют доверительное настроение, упрощая знакомство читателей с текстом. 


Стоит обратить внимание и на иллюстрации автора к книге, которые выполнены в стиле лубочных картинок с пояснительными надписями. Рисунки, как и тексты писателя, не чужды телесности. Они выступают как связующее звено между темой и ее развитием. Так, надпись эту тему задает, рисунок дарит читателю образ, ну а текст – последняя и самая важная инстанция в восприятии прозы Осокина. 


Говорить и писать о Денисе Осокине можно много. И этого всегда будет мало. Необычайно четко охарактеризовал писателя и все его творчество автор статьи «В стране анемонов и овсянок» Генрих Кранц: «Осокин прост, как глубина, которая неизвестно, что в себе таит». Действительно, к самобытной прозе автора нельзя относиться равнодушно, это невозможно сделать. Его тексты волнуют и увлекают за собой в иное измерение, наполненное ритуалами и сказаниями, в котором человек мирно соседствует с существами иной природы, прислушивается к ним, отвечает. Проза Осокина возвращает человека к его естеству – он обнажает не только тело, он сбрасывает защиты со своей души, заново познавая красоту и таинственность природы, которая больше, сильнее и мудрее смертных людей. Она слышит человека, отвечает ему, любит и призывает к любви каждого.


Проза Осокина свободна от навязчивых претензий на уникальность, в ней нет места героизму, борьбе со злом. В ней нет места самому злу, пафосу, пошлости. Автор удивительным образом, не используя ни рифм, ни стихотворных размеров, превращает свою прозу в чистую поэзию, наполненную фольклорными мотивами, стремлением к жизни простой и бесконечно радостной.



Медведева Алина




 

Рекомендуем

Крепкий орешек по-азиатски («Иностранец» реж. Мартин Кэмпбелл)
Премьера спектакля «ПРЕВРАЩЕНИЕ» в Театре им. Вахтангова
Житие артиста («Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» реж. Ксавье Долан)
Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Ангел по имени Карли
Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»
Желанный аксессуар. От французской элегантности к ювелирной роскоши
Простая геометрия Кардена
Лю Цысинь "Задача трёх тел": Вселенная надежды и тревоги
Виртуозы выбирают джаз