Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётсяЛитература несет в себе множество разнообразных мыслей, чувств и форм. Но по содержанию каждое художественное произведение, как известно, делится всего на три вида: драму, трагедию и комедию. И если драма и трагедия несет в себе отрицательный и довольно похожий исход, то комедия предлагает читателям испытать абсолютно противоположные эмоции – от тихого «хихиканья» до громкой истерики. Успех любого творчества зависит от конструктивной критики. В девятнадцатом веке самой желаемой оценкой литературного произведения было внимание Белинского — именно по его мнению прародителем русской классической комедии стал Денис Иванович Фонвизин – автор самой известной комедийной пьесы «Недоросль». В пьесе ярко выделены главные черты классицизма – борьба черного и белого. В лучших традициях классических произведений такое противоборство не просто присутствует, но и возводится в абсолютную степень. Но автор не останавливается на желании просто показать все недостатки, которые он видел в окружающем его обществе. Фонвизин выбирает сатирический путь для освещения этих проблем. Писатель высмеивает пороки и невежества своих героев, а именно своего общества. Денис Иванович использует говорящие фамилии и абсурдные образы, чтобы показать читателям, как сам автор видит сложившуюся ситуацию. С первого взгляда могло бы показаться, что комедия смешна лишь манерой подачи – забавные реплики, брань Простаковой, «деликатное сложение» Митрофана, любовь к хлеву со свиньями и прочее. Конечно, смешно видеть преувеличенный образ невежды Митрофана: его любовь к пяти булочкам по утрам и ненависть к орфографии. Однако весь комизм пьесы кроется глубоко внутри: невежество, стремящееся к образованности, жадность, претворяющаяся великодушием и жестокая грубость, спрятанная мнимой любезностью. Нелепость и абсурдность выстроенных образов сначала приводит читателя в смятение, а потом заставляет его смеяться над глупостью и необразованностью, казалось бы, таких успешных людей. Но классицизм не мог бы обойтись без вечной борьбы добра и зла. И «Недоросль» не смогла обойти этот устоявшийся закон – семья Простаковых, обитель глупости и жестокости, пытается всеми силами выбраться в счастливый мир благородных и образованных людей. По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Ведь привычная для них манера общения переходит на родных, близких людей. Эта черта прослеживается в Простаковой, которая без стеснения бранит своего брата самыми непривлекательными выражениями. Скотинин, в свою очередь, не отстает от сестры и полностью оправдывает говорящую фамилию – печется лишь о благополучии и обеспеченности собственной жизни. Митрофан, конечно, так же похож на своих родственников, как они на него – в его глупости читатель найдет для себя много смешного и нелепого. В конце комедии добро, разумеется, побеждает зло. И положительным героям, в конце концов, становится просто жалко эту горстку невежественных «недорослей». Наполняющие фрагменты, словно кусочки одного целого, дополняют друг другу и дают читателю право искренне засмеяться над происходящим в пьесе безобразием. Фонвизин показывает общество так, как он сам видит его, оголяя все недостатки, ошибки, несправедливости, выставляя их в такой манере фарса и гротеска. Именно в такой манере, по мнению автора, читатель сможет без стеснения заглянуть на изнаночную сторону тех вещей, которые обычно показаны лишь снаружи. Пока автор высмеивает, читатель будет смеяться. Однако, отбросив абсурдность и нелепость ситуаций, сатирическую манеру изложения, невольно можно задуматься – была ли эта пьеса комедией для самого Фонвизина? Может, он видел в ней настоящую трагедию девятнадцатого века?
Рытикова Кристина
|
Рекомендуем |