Партнеры Живи добром

Франссуа Ларошфуко: как охотники за славой приходят к философии



Придворный принц и знаменитый моралист, продолжатель древнего рода и опальный дворянин – Франсуа VI Ларошфуко, носивший при дворе титул учтивости принц де Марсийак, выбрал себе неспокойную судьбу, полную придворных авантюр, боев и нескончаемой, зачастую бессмысленной борьбы. Детство Франсуа прошло в тихом Ангулеме. С наступлением пятнадцатилетия бурная дворцовая жизнь поглотила подростка. Формирование будущего моралиста пройдет в череде интриг, разочарований и достижений. Позже Ларошфуко назовут обличителем человеческого рода. Близкая ко двору жизнь, словно пазл соберет в голове у Франсуа образ типичного аристократа XVII века: жадного, алчного, эгоистичного.


Живя в непосредственной близости от королевского двора, было невозможно остаться в стороне от политики, и гордый, честолюбивый принц де Марсийак вступил в борьбу за «место под солнцем». Ненависть к кардиналу Ришелье, передавшаяся Франсуа по наследству от отца, отлученного от двора аристократа, и увлечение сентиментальными романами, очень популярными в то время, привели к тому, что принц де Марсийак стал верным рыцарем королевы Анны Австрийской. Его покровительства удостоилась и герцогиня де Шеврез, подруга и фрейлина королевы. 


Франсуа VI Ларошфуко


В 22 года Франсуа уже имел опыт военных действий. В 1629 году он в рамках Тридцатилетней войны побывал в Итальянских походах, а когда в 1635 году вспыхнула война с Испанией, Ларошфуко сразу же встал в ряды добровольцев. Вернувшись с полей сражений, Франсуа узнал, что его неосторожные слова об испанской кампании были донесены до двора. Ларошфуко отлучили от двора и отправили в ссылку – вслед за отцом.


Опальным Ларошфуко было разршено вернуться в Париж только спустя два года, в 1637 году. Их возвращение совпало с громким скандалом в королевской семье. В монастыре Валь-де-Грасс было найдено письмо Анны Австрийской к брату, королю Испании, с которой Франция все еще находилась в состоянии войны. Королеву обвинили в государственной измене и чуть было не заточили в Гавре. Верный Анне Ларошфуко уже готовил ее срочный побег в Брюссель, но обвинения с королевы были сняты, и под опалу снова попал принц де Марсийак. Его обвинили в связи с герцогиней де Шеврез, которая лишилась покровительства двора. После недели в Бастилии, он вновь отправился в ссылку в Вертей, свое родовое имение. В 1642 году в Париже сменилась власть: умер кардинал Ришелье, вслед за ним на тот свет отправился и Людовик XIII. 


Огромное количество опальных дворян хлынуло в Париж. Все они, в том числе и Ларошфуко рассчитывали на особую милость королевы. Но в столице их ждало большое разочарование. Фаворитом королевы стал кардинал Мазардини, и в его руки перешла значительная власть. В 1646 году Ларошфуко вновь отправился на войну. Мазардини обещал ему титул бригадного генерала в случае военных успехов. Однако, отличиться не удалось – принц де Марсийак был тяжело ранен и был вынужден вновь удалиться в свое имение.

Теперь его усилия были сосредоточены на достижении успеха в гражданской службе: де Марсийак намеревался вернуть себе должность губернатора Пуанту, когда-то отнятую у его отца. В 1647 году ему это удалось – правда, за должность пришлось заплатить немалую сумму денег. 


Затем последовали годы безнадежного ожидания: верный двору Марсийак все еще надеялся на королевскую милость и признание. «Мы обещаем соразмерно нашим ожиданиям, а выполняем обещанное соответственно нашим опасениям» - позже напишет разочарованный Марсийак в своих «Максимах». В те годы Ларошфуко все больше и больше сближается с домом Конде. Опираясь на поддержку этого семейства, Ларошфуко стал претендовать на «Луврские привелегии» - право въезда во дворец и «табурета» (права сидеть в присутствии короля) для своей жены. Однако, при раздаче приведений Ларошфуко снова обошли. 


Франсуа VI Ларошфуко


Разгневанный Марсийак принял активное участие в движении Фронды. Этот заговор не носил никаких благородных целей и причиной своей имел лишь честолюбие обойденных привилегиями аристократов. Однако дворянское восстание привело к вооруженным столкновениям, в ходе которого герцог Ларошфуко был сильно ранен в лицо – войны остались для принца в прошлом. В очередной раз попав в немилость двора, в этот раз под ярлыком государственного изменника, следующие годы герцог Ларошфуко проведет в имении, с женой и детьми. Именно после Фронды герцог стал писать свои знаменитые «Мемуары».


Светская жизнь перестала интересовать опального герцога. После возвращения в Париж его большим увлечением стали литературные салоны. В салоне мадам де Сабле, где герцог был частым гостем в то время, увлекались игрой в сентенции. Гости салона составляли афоризмы на выбранные темы – в этом Ларошфуко не было равных. Из этого увлечения и выросли его знаменитые «Максимы». Переизданная пять раз при жизни моралиста, книга остро приправлена различными ядовитыми цитатами. «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания других людей»,- безапелляционно заявляет Ларошфуко. Тщеславие, гордыня и эгоизм – по Ларошфуко это и есть главная движущая сила поступков всех людей.


Опальный герцог, большую часть жизни проведший в борьбе за славу и привилегии, стал моралистом уже к концу жизни. Его цинизму способствовали многочисленные разочарования. Моралист обвиняет окружающих в эгоизме и тщеславии, хотя его современники обвиняли герцога в том же – принц де Марсийак был единственным принцем в королевстве, не являющимся кровным родственником королевской семьи. Был ли Ларошфуко обойденным судьбой страдальцем? Скорее нет. Борьба за привилегии оказалась безрезультатной для большого количества дворян, а некоторых ждала и более печальная участь.  Однако мы знаем Герцога Ларошфуко прежде всего, как моралиста, философа и острослова. А этим, хоть и не подтвержденным орденами и привилегиями титулом, могли похвастать далеко не все опальные дворяне.



Вера Сараева



 

Рекомендуем

Январь в ГПИБ
Прощальная песня («Джуди» реж. Руперт Гулд)
Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
Сексизм в современной культуре
Митя Бурцев - автор холодильника
Историческая живопись Вильгельма фон Каульбаха
Владимир Меньшов. Кино, любимое народом
Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революции
«Ночь музеев» в «Тульских древностях»
Денис Мацуев: "Когда я играю больше, то лучше себя чувствую"