Нелли Закс: реквием
Нелли Закс родилась 10 декабря 1891 года в пригороде Берлина, в нынешнем районе Шёнеберг в еврейской семье. Её отец был успешным фабрикантом и, благодаря его доходам, семья могла позволить себе жизнь на вилле, а для юной Закс вначале домашнее образование, а потом и престижную школу. Детство и юные годы будущей поэтессы проходили в обстановке достатка и благополучия, чтения и спокойных развлечений. В детстве она предпочитала проводить время в одиночестве, была тихим и чувствительным ребенком, опасалась мира вокруг. Эти черты характера она сохранила на всю жизнь, в дальнейшем мучительно привыкая к принудительному одиночеству в эмиграции (об этом она часто пишет в письмах к своему другу поэту Паулю Целану), с трудом переживая страшное время гитлеровского режима. Жизнь Нелли Закс, поначалу благополучная и такая обыкновенная для состоятельной городской семьи, словно бы постепенно выталкивала ее из оболочки, в которую писательница пряталась от внешнего мира. Однако это стремление скрыться не связано с глупостью или избалованностью – это скорее признак чрезмерной чувствительности, выступающей в качестве самозащиты. Пока благополучие было на стороне Закс и она могла прятаться, ее поэзия носила традиционный по форме характер, оставаясь литературой скорее второго плана. Все изменилось в 1933 году. Началась действительно черная полоса в жизни писательницы: правительство отбирает у ее семьи дом. Жизнь для евреев в нацистской Германии становится невозможной. Закс понимает, как меняется отношение окружающих ко всем евреям и к ней в частности. Оболочка, в которой она скрывалась, постепенно вскрывается. В 1940 году она чудом спасается от отправки в концентрационный лагерь – через свою подругу по переписке, известную писательницу и Нобелевскую лауреатку 1909 года Астрид Линдгрен. Вместе с матерью она бежит в Швецию. На тот момент Закс пришлось полностью выйти из своей зоны комфорта: она потеряла почти всех близких ей людей (Среди них был и молодой человек, которого она любила с юных лет, но которому так и не призналась о своих чувствах) и лишилась своей родины. Кроме того, она познала нечто большее: познала всю трагичность того, что происходило с народом, частью которого она была. Закс ощутила весь тот ужас и выразила его словами, которые пульсируют непередаваемым страхом в каждой строчке ее стихотворений. Будучи очень чувствительным человеком, она не сломалась, хотя и страдала впоследствии некоторыми формами психических заболеваний. Она перенесла это и выразила словами те вещи, которые многие не были в состоянии отрефлексировать и описать. Ее первый сборник под названием «Жилища смерти» выходит в 1947 году, далее в 1949 году выходит сборник «Звездное затмение», в 1957 году – «И никто не знает, как дальше» и «Побег и преображение». Поэтика творчества Нелли Закс состоит из разных мотивов и образов, очень эмоциональных и лирически насыщенных. После 1933 года она начинает идентифицировать себя в связи со своим происхождением, чего не было раньше. Она начинает искать связи христианской и иудейской культур, интересуется иудейскими духовными практиками. После и во время трагических событий в Германии она концентрирует в себе всю боль, причиненную ее народу, и изливает ее в своей поэзии. В созданных ею образах Закс не выступает в качестве обвинителя, а наоборот в качестве того, кто прощает, залечивает раны. Ее поэзия лишена ненависти к палачу, но она сильнейшим образом сконцентрирована на переживаниях самой трагедии, ее сути. Преступление раскладывается на его составляющие, Закс выводит охотника и его жертву, показывает, призывая посмотреть и осмыслить. Это раскладывание равносильно самобичеванию, непрекращающемуся плачу по ушедшим. Кажется понятным, почему Закс в 1966 году не была довольна своей номинацией на Нобелевскую премию. Литературная слава пришла к ней в начале 60-х, ее стали переводить на разные языки и интересоваться ею как автором. А премия поставила ее в положение непонимания и растерянности, ведь, как пишет С.С. Аверинцев в предисловии к русскоязычному изданию стихов Нелли Закс: «Человек пытался силами своего слова раскрыть, передать другим свой опыт боли, поставить перед глазами предостерегающие образы палачества и страдания — и видит, что его слово стало всего-навсего «литературным событием», а предостережение едва ли кому-нибудь внятно». Поэзия Нелли Закс стала тем голосом вразумления и напоминания, голосом скорби тех, чьи голоса исчезли за сеткой концентрационных лагерей.
Сигачева Анастасия
|
Рекомендуем |