Партнеры Живи добром

Нелли Закс: реквием

 

Нелли Закс родилась 10 декабря 1891 года в пригороде Берлина, в нынешнем районе Шёнеберг в еврейской семье. Её отец был успешным фабрикантом и, благодаря его доходам, семья могла позволить себе жизнь на вилле, а для юной Закс вначале домашнее образование, а потом и престижную школу. Детство и юные годы будущей поэтессы проходили в обстановке достатка и благополучия, чтения и спокойных развлечений.

В детстве она предпочитала проводить время в одиночестве, была тихим и чувствительным  ребенком, опасалась мира вокруг. Эти черты характера она сохранила на всю жизнь, в дальнейшем мучительно привыкая к принудительному одиночеству в эмиграции (об этом она часто пишет в письмах к своему другу поэту Паулю Целану), с трудом переживая страшное время гитлеровского режима.

нелли  закс2.jpg

Жизнь Нелли Закс, поначалу благополучная и такая обыкновенная для состоятельной городской семьи, словно бы постепенно выталкивала ее из оболочки, в которую писательница пряталась от внешнего мира. Однако это стремление скрыться не связано с глупостью или избалованностью – это скорее признак чрезмерной чувствительности, выступающей в качестве самозащиты. Пока благополучие было на стороне Закс и она могла прятаться, ее поэзия носила традиционный по форме характер, оставаясь литературой скорее второго плана.

Все изменилось в 1933 году. Началась действительно черная полоса в жизни писательницы: правительство отбирает у ее семьи дом. Жизнь для евреев в нацистской Германии становится невозможной. Закс понимает, как меняется отношение окружающих ко всем евреям и к ней в частности. Оболочка, в которой она скрывалась, постепенно вскрывается. В 1940 году она чудом спасается от отправки в концентрационный лагерь – через свою подругу по переписке, известную писательницу и Нобелевскую лауреатку 1909 года Астрид Линдгрен.

евреи.jpg

Вместе с матерью она бежит в Швецию. На тот момент Закс пришлось полностью выйти из своей зоны комфорта: она потеряла почти всех близких ей людей (Среди них был и молодой человек, которого она любила с юных лет, но которому так и не призналась о своих чувствах) и лишилась своей родины. Кроме того, она познала нечто большее: познала всю трагичность того, что происходило с народом, частью которого она была.

Закс ощутила весь тот ужас и выразила его словами, которые пульсируют непередаваемым страхом в каждой строчке ее стихотворений. Будучи очень чувствительным человеком, она не сломалась, хотя и страдала впоследствии некоторыми формами психических заболеваний. Она перенесла это и выразила словами те вещи, которые многие не были в состоянии отрефлексировать и описать.

нелли закс.jpg

Ее первый сборник под названием «Жилища смерти» выходит в 1947 году, далее в 1949 году выходит сборник «Звездное затмение», в 1957 году – «И никто не знает, как дальше» и «Побег и преображение». Поэтика творчества Нелли Закс состоит из разных мотивов и образов, очень эмоциональных и лирически насыщенных.

После 1933 года она начинает идентифицировать себя в связи со своим происхождением, чего не было раньше. Она начинает искать связи христианской и иудейской культур, интересуется иудейскими духовными практиками. После и во время трагических событий в Германии она концентрирует в себе всю боль, причиненную ее народу, и изливает ее в своей поэзии.

закс цвет.jpg

В созданных ею образах Закс не выступает в качестве обвинителя, а наоборот в качестве того, кто прощает, залечивает раны. Ее поэзия лишена ненависти к палачу, но она сильнейшим образом сконцентрирована на переживаниях самой трагедии, ее сути. Преступление раскладывается на его составляющие, Закс выводит охотника и его жертву, показывает, призывая посмотреть и осмыслить. Это раскладывание равносильно самобичеванию, непрекращающемуся плачу по ушедшим.

Кажется понятным, почему Закс в 1966 году не была довольна своей номинацией на Нобелевскую премию. Литературная слава пришла к ней в начале 60-х, ее стали переводить на разные языки и интересоваться ею как автором. А премия поставила ее в положение непонимания и растерянности, ведь, как пишет С.С. Аверинцев в предисловии к русскоязычному изданию стихов Нелли Закс: «Человек пытался силами своего слова раскрыть, передать другим свой опыт боли, поставить перед глазами предостерегающие образы палачества и страдания — и видит, что его слово стало всего-навсего «литературным событием», а предостережение едва ли кому-нибудь внятно».

Поэзия Нелли Закс стала тем голосом вразумления и напоминания, голосом скорби тех, чьи голоса исчезли за сеткой концентрационных лагерей.

 

Сигачева Анастасия



 

Рекомендуем

Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа»
Михаил Ломоносов. Универсальный человек
Патрик Догерти. Скульптуры из сена
Жизнь Агаты Кристи: точки касания
Памяти Люсьены Овчинниковой. Несчастливая сказка о советской Золушке
Люди века саг
Никита Михалков. «Кино – это диагноз».
Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене
Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»
Не греши