Партнеры Живи добром

Николай Лесков. Жить на ножах


У Николая Лескова очень неоднозначная биография. Некоторые из его современников говорят о нем как о человеке очень закрытом, личном и даже неуравновешенном.

Порой на страницах разных источников пестрят такие фразы: «у него была очень большая, но, вместе с этим, очень больная душа», «он обладал мастерством озлобленного таланта».

Сложно поверить, что об авторе произведений, столь сильно пропитанных русским духом, говорят как о человеке, страдающем истерией. Однако это не помешало Лескову найти своего читателя и даже своего последователя.

Николай Лесков

А. П. Чехов считал Николая Семеновича своим учителем, также отмечая его талант виртуозного употребления русского разговорного языка. Горький ставил его рядом с великими писателями XIX века – Толстым, Гоголем, Тургеневым и Гончаровым: «Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле...».

Практически за всю жизнь Лесков не желал давать подробное описание своей жизни, вместо этого лишь вставляя в свое творчество некоторые моменты своей биографии.

Несколько поколений по отцовской линии писателя были священнослужителями, отдавали этому всю свою жизнь. Все его потомки несли службу в селе Леска Орловской губернии. Эту традицию прервал отец Николая Семеновича, поступив в Орловскую уголовную палату после многих лет священнослужения. Мать Лескова была дочерью обедневшего дворянина.

Николай Лесков

Хозяином имения, в котором жил Николай, был человек «необразованный и деспотичный», поэтому семья будущего писателя жила в вечной тревоге и напряжении. По словам писателя, существование под таким давлением протекало очень мучительно.

Пребывание в вечно напряженном состоянии в скором времени дало о себе знать: у Лескова начала развиваться та мучительная нервозность, от которой писатель страдал всю жизнь.

В этом имении Николай Степанович жил до восьми лет, окруженный своими двоюродными братьями и сёстрами. С годами, Лесков начал замечать, что одарен несколько больше, чем его родственники – учёба давалась ему с легкостью и, казалось, даже несколько скучной. Однако это замечал не только он, но также и учителя, братья, сестры и их родители.

Гувернер мальчика Кольберг решил пошутить над своим воспитанником. Однажды в гостиную созвали учеников, где Николаю было велено выйти из толпы и получить заслуженную, по мнению семейного совета, награду.

Николай Лесков

Но вместо похвальной грамоты он получил обёртку от оподельдока, то есть мази, что заметил слишком поздно – его сверстники уже хохотали, а Николай выкинул этот злосчастный листок. После этого события мальчик просит бабушку написать родителям, чтобы они забрали его.

В результате Лесков стал жить с родителями в Орле, но вскоре, после 1839 года, семье пришлось переехать в имение Панино. В 1841 году Лесков поступает в Орловскую губернскую гимназию, где учился хорошо. Один из учителей страдал пьянством, и время от времени бил мальчика, из-за чего Лесков отказывается от перевода в четвертый класс и получает лишь справку.

В 1847 году отцу удается пристроить его в орловскую уголовную палату одним из писцов, канцелярских служащих.

В 1840 году писатель переезжает в Киев – «чудный, странный, невероятный, во многих отношениях невозможный». В доме мужа тётки Лесков встречался со многими профессорами, но при этом оставался еще чиновником.

На удивление родных и близких, в 1853 году он решает остепениться, и, не слушая ни чьих советов, берёт в жены дочь богатого киевского коммерсанта. В семье все шло не гладко -  постоянные  разлады, последней каплей стало ужасное событие – смерть первенца Мити. Так, в начале 60-х брак распадается.

Лесков очень долгое время и не задумывался о писательском ремесле. После развода, за три года странствий будущий писатель знакомится с бытовыми условиями всех слоев населения в самых разных точках страны.

В апрельском выпуске журнала «Отечественные записки» за 1861 год появляется статья Лескова «Очерки Винокурьевой промышленности», пока в них был виден обычный экономист, но затем его сменил бойкий корреспондент. И только потом начал появляться писатель. Лесков оседает в это время в Петербурге.

В 1862 году выходит статья Лескова (под псевдонимом Стебницкий) в газете «Северная пчела» о пожаре на Апраксином и Щукином дворах. В 1864 году он встречает свою вторую жену – Катерину Савицкую.

Николай Лесков

К моменту встречи Катерине было всего 25 лет, но она уже была вдовой с четырьмя детьми. На этот раз решение пожениться было принято обдуманно и взвешено. Лесков считал Савицкую той самой женщиной, с которой можно прожить всю жизнь. Вскоре у них родился сын – Андрей Николаевич Лесков.

К сожалению, и Савицкая оказалась не той женщиной, с который мог бы быть счастлив Николай Степанович.

На закате жизни репутация писателя была запятнана. В 1891 году в журнале, у истоков которого стояли масоны, «Вестник Европы», был опубликован пасквиль на святого Иоанна Кронштадтского.

В памфлете «Полунощники» Лесков «низводил с пьедестала народности “народного святого”», показывая его как аморального сектанта. Неизвестно, какие цели преследовал писатель, берясь за этот пасквиль.

Быть может, он был обижен на справедливое осуждение другого пасквиля Лескова «Мелочи архиерейской жизни», вышедшего в масонской газете «Новости» (1878). Известно, что незадолго до смерти Лесков глубоко сожалел об этом происшествии.

Последние пять лет жизни Лескова мучили приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище.

«Сорваться - эффектнее, чем устоять. Разбить - романтичнее, чем уберечь. Отречься - приятнее, чем настоять. И самая легкая вещь - умереть».


 

Рытикова Кристина




 

Рекомендуем

Что смотреть: фильмы Виктора Флеминга
Детальный разбор
Спектакль «Как важно быть серьезным» в Школе драматического искусства
Нострадамус – божественный дар или точный расчет?
Дель арте с британским акцентом
Ия Саввина: счастливая и несчастная
О предстоящем турнире M2M RUSSIAN OPEN 2015
40-й Московский международный кинофестиваль. Первые новости
«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»
Искрометный иудей и шерлокианец. Гарри Кемельман