Партнеры Живи добром

Повелитель приключений. Эдгар Райс Берроуз


Несколько десятков разошедшихся огромными тиражами романов, бесчисленные экранизации, комиксы и постановки, толпы подражателей и последователей, и почетное место в виртуальном зале славы мировой литературы – так выглядит в первом приближении творческая биография Эдгара Райса Берроуза. Будучи весьма плодовитым автором, он считается одним из отцов-основателей целого направления – приключенческой фантастической литературы, а самый известный герой его книг Тарзан известен не только на родине автора, в США, но и далеко за ее пределами. 


Эдгар Берроуз


Говорят, что, стоило Берроузу вставить в печатную машинку чистый листок бумаги, как он тут же заполнялся текстом, и вот – глядишь – уже готов новый роман. И правда: при жизни автора читателям не приходилось долго ждать продолжения историй о любимых героях – каждый год на прилавках книжных магазинов появлялось по одному, а то и по два свежих издания знаменитого фантаста. Серия о Марсе, серия о Тарзане, Пеллюсидарская серия (о жизни в недрах Земли) – всего больше полусотни произведений… однако ирония в том, что свою писательскую карьеру Эдгар Берроуз начал только в 35 лет.


До этого кем и где только он ни успел побывать! Младший сын в семье ветерана Армии Севера, Эдгар Райс поначалу пошел по стопам отца, поступил в военную академию и мечтал продолжить этот путь, однако провалился на экзаменах в Вест-Пойнт. Погнавшись за походной романтикой, он было вступил в кавалерию, но через три месяца уже изнывал от провинциального безделья. Наконец демобилизовавшись, Берроуз несколько лет работал ковбоем, затем – продавцом, старателем на золотых приисках, полицейским, клерком, коммивояжером, исколесив при этом немало американских городов и даже чуть не уехав в Китай ради работы инструктором верховой езды. К счастью для мировой литературы и к досаде для будущего известного литератора, все эти карьерные планы не осуществились.


В 1911 году разочаровавшийся в собственной удаче Берроуз сочиняет от нечего делать фантастический роман. Написанный, по легенде, карандашом на обороте бухгалтерских бумаг, этот текст мог бы кануть в Лету, если бы не бедственное положение автора: решив не пренебрегать возможностью какого-никакого заработка, он отправляет рукопись в самый популярный журнал того времени – «All Story», и внезапно удача поворачивается к Эдгару лицом. 


Эдгар Берроуз


Роман «Под лунами Марса» открыл для начинающего писателя дорогу к сердцам читателей, а последовавший вскоре «Тарзан из племени обезьян» вышел отдельной полноценной книгой именно благодаря народной любви к творчеству Берроуза. Издатели упорно не желали печатать «журнальное чтиво», пока сами читатели не начали докучать книготорговцев вопросом о наличии в продаже книг о «взрослом Маугли». (Парадокс в том, что писатель горячо отрицал всякое заимствование сюжета из книг Киплинга, и в том, что он сумел ярко и достоверно описать мир Тарзана, ни разу не побывав в Африке.) Уже первые две книги позволили Берроузу купить виллу и начать получать удовольствие и стабильный доход от дела, которым он занимается.


Секрет успеха Эдгара Райса Берроуза заключается не только в легкой манере письма – он умеет глубоко проработать образ, создать уникальный мир и заставить читателя поверить в его реальность. Несмотря на то, что его романы – это прежде всего литература развлекательная, в них немало психологической точности и социологически верных наблюдений. Без этих захватывающих историй мир не увидел бы многих отличных произведений в жанре фантастики в последующие годы. Так, «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, возможно, никогда бы не появились на свет, если бы не любовь 12-летнего мальчика к «Великому воину Марса».



Татьяна Буланова



 

Рекомендуем

Прохоровское поле
Страхи Владимира Маяковского
Искусство во имя высокой цели
ТОГДА / СЕЙЧАС — Вопросы памяти
Абэ Кобо «Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя»
Вегетарианство в России. История, препятствия и роль Л.Н. Толстого
Марина Влади. Сюжет для большого романа
Надежда на счастливое будущее ( «Прощаться не будем» реж. Павел Дроздов)
"Если ты влюбляешься, это мешает танцевать". Интервью с Денисом Родькином
Сады моей души всегда узорны: особняк С.П.Рябушинского