Партнеры Живи добром

Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»


«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»


Семен Гудзенко, поэт, основу творчества которого составляла одна главная, самая значительная для него тема – тема войны, сегодня, возможно не так широко известен, как следовало бы. В определенной мере это неудивительно: жизнь поэта была коротка, а период творчества занял около десятилетия. Да и тема его стихов, тема Великой Отечественной войны, казалось бы, исчерпала себя и неактуальна сегодня. 


Но отвернуться от трагедии прошлых поколений всегда легко. Сложнее же всмотреться в судьбы их представителей и попытаться понять, что двигало этими людьми и чем они близки нам сегодня. 


Семён Гудзенко


Семен Гудзенко, или Сарио Гудзенко – таково его настоящее имя, данное ему его матерью, - родился в Киеве 5 марта 1922 года. Еще в школе Гудзенко интересовался творчеством, посещал литературную студию Дворца пионеров. После окончания школы в 1939 году он перебрался в Москву, где поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Однако закончить институт молодому человеку так и не удалось: с наступлением войны он, как и многие его сокурсники, отправился добровольцем на фронт. Гудзенко попал в мотострелковую бригаду особого назначения, чьей основной задачей было проводить рейды по тылам противников. На фронте, в обстановке вечного боя, и начался расцвет творчества Семена Гудзенко.


Его стихи появлялись в армейской печати уже в 1941 году, а первая книга стихов «Однополчане» увидела свет в 1944 году. В основе стихотворений Гудзенко лежат как романтизация жизни простого солдата, его подвига, так и неприкрытая, неприукрашенная правда о суровом, жестоком времени Великой Отечественной войны. В своем творчестве Семен Гудзенко продолжает традиционную для русской литературы тему маленького человека в контексте глобальных исторических событий. Герои его произведений – простые рядовые солдаты, которых кто-то ждет дома, которым порой бывает страшно, чьим жизням каждую минуту угрожает разразившийся пожар войны. Этим свойством поэзии Гудзенко восхищался и Илья Эренбург: 


«Это поэзия изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с войны, с фронта».


В 1942 году поэт был тяжело ранен в живот – «пушкинское ранение», как позже называли его друзья Гудзенко. После ранения Семен Гудзенко работает военным корреспондентом, присоединяется к выездным редакциям газет, ездит по территории страны, как уже освобожденным, так и охваченным боями. При этом он продолжает писать стихи, создает заметки, составившие впоследствии «Армейские записные книжки».


Семен Гудзенко стремился показать всю правду о войне, в том числе и трагичную, жестокую ее сторону. Оценка его творчества современниками, исходя из этого свойства его творчества, была двоякой. Он был активно поддержан молодыми писателями на их Первом всесоюзном совещании в 1947 году. В то же время, ЦК ВКП(б) в газете «Культура и жизнь» отнеслась к стихам Гудзенко негативно: неуместным казалось властям изображение трагичных страниц войны в период, когда вся страна радовалась победе. Семен Гудзенко обвинялся в «дегероизации», в излишней концентрации на теме военного прошлого.


Но уйти от темы войны поэт не мог. Даже в мирное время эта тема была для него важнейшей. Наверное, велик был след, неизмерима трагедия этого события в жизни поэта и других простых солдат, прошедших войну.

«И у меня есть тоже неизменная, на карту не внесённая, одна, 

Суровая моя и откровенная далёкая провинция – Война».


Война, действительно, осталась вечным местом существования Семена Гудзенко до конца его жизни. И конец этот пришел, к сожалению, быстро. Гудзенко умер в возрасте 31 года от ранения. От ранения, полученного еще в 1942 году – последствия контузии давали о себе знать и спустя десять лет. Война сыграла свою роковую роль как в жизни, так и в смерти поэта. 


Семён Гудзенко


В последние месяцы, уже будучи не в состоянии писать самостоятельно, он продолжал работать и продиктовал еще несколько стихотворений. Стихи Гудзенко надолго врезались в память поколений. Владимир Высоцкий высоко ценил фронтовую лирику поэта, считая ее одним из лучших образцов военной поэзии. Высоцкий также играл Гудзенко в спектакле «Павшие и живые» Ю. Любимова. Стихи Гудзенко вошли в число стихов поэтов-фронтовиков, на которые была написана кантата В. Малаховской, представленная публике в 2009 году. 


Творчество Семена Гудзенко – это голос целого поколения людей, чью жизнь навсегда захватила и целиком определила война. 

«Мы не от старости умрем, - от старых ран умрем».


Несомненно, стихи Гудзенко – одна из лучших иллюстраций великой трагедии народа, принесенной Великой Отечественной войной.



Евгения Давыдова



 

Рекомендуем

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе
Московский театр "Et Cetera"
Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины
Так ли важно быть серьёзным?
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
Make Up Days 2016. Фестиваль макияжа и грима
ТОГДА / СЕЙЧАС — Вопросы памяти
«Нация и сталь»: история самой властной семьи Эссена
«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Константин Батюшков. Опыты в стихах и прозе