Томмазо Кампанелла. Мечтатель итальянских казематов
5 сентября 1568 года родился один из известнейших философов эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла. Эпоха Возрождения характеризуется возникновением интереса к античной философии, обращением к проблеме человека (антропоцентризм) и созданием научных объединений, стремящихся уйти из под контроля церкви. Кампанеллу нельзя назвать отцом мировых утопических идей. До его знаменитого «Города Солнца» мысли по гармоническому переустройству общества были высказаны Томасом Мором в «Утопии» и Платоном в «Государстве». Итальянский философ безусловно ориентировался на великих предшественников. Возникновение представлений об идеализированном государстве именно в Италии более чем закономерно: где как не в стране с «архитектурой рая» (сентенция И.А. Бродского) им возникнуть? Родившись в семье простого итальянского сапожника, Кампанелла не имел возможности учиться из-за отсутствия денег, но тяга к познанию привела юношу в доминиканский орден. Там он получает доступ к монастырской библиотеке, в которой знакомится с трудами античных и средневековых философов. Рвение к чтению и самостоятельному мышлению приводит к тому, что молодого монаха обвиняют в злоупотреблении библиотечным знанием и высылают в Рим. После снятия обвинения Томмазо путешествует по Италии: Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция. Путешествуя, Кампанелла видит много несправедливости и решает организовать заговор, посредством которого хочет освободить Калабрию от испанского ига. Но планам не суждено сбыться. Несмотря на то (или благодаря тому), что к движению примкнуло более тысячи человек, заговор раскрывают. В 1599 году философ попадает в тюрьму на долгих двадцать семь лет. Монахи народ живучий, привыкший к духовной дисциплине, поэтому Томмазо находит в себе силы не сдаться и, даже находясь в тюремном помещении, писать. При ограниченности пространства возникает избыток времени, которое можно использовать либо для того, чтобы спятить, либо для того, чтобы заниматься интеллектуальным трудом. Находясь в тесной камере Кампанелла отправляется в путешествие в вымышленный город, который располагается где-то на экваторе. В этом городе живут счастливые люди, которыми правят ученые мужи: верховный первосвященник Метафизик. Ему помогает триумвират: Могущество, Мудрость, Любовь. Каждому, даже калекам, находится там (в городе) занятие по способностям. У людей, живущих в этом городе, все общее, включая жен. Выхваченные из коллективного бессознательного, идеи Кампанеллы сильно повлияли на судьбу отдельных стран и на литературный процесс, в частности. Многие мысли, которые, на первый взгляд, кажутся гуманными, как показала история, оборачиваются насилием над человеческой личностью. Основной коллизией всех антиутопий является то, что человека не удовлетворяет абсолютная подчиненность чужой воле, каждый живет своими ценностями. Вероятно, самой сложной и актуальной задачей на все времена является не попытка загнать всех под общие правила, а научиться воспринимать чужой текст, расшифровать чужое «я», его устремления и желания. Именно этим занимаются гуманитарные науки, за которыми, по всей видимости, должно быть будущее. Однако, как показывает травматический опыт человечества, идущего по пути технологизации, будущего может и не быть, так как стремительное развитие технологий порождает те вызовы, к которым человек, на данном этапе своего развития, не готов. Идея Кампанеллы о том, что каждый должен развиваться в разных направлениях, мало при этом работая на основной работе, привлекательна, но не стоит забывать, что, чем человек умнее, тем сложнее загнать его под общие правила, под раз и навсегда отлаженный ход жизни. Чтобы создать идеальное государство, где все равны, нужно, наоборот, упростить сознание большинства, сделать так, чтобы стало естественным не думать, а жить примитивными импульсами. Как здесь не вспомнить «Нобелевскую лекцию» И. Бродского: «Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия – равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию – невнимание и брезгливость. Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего блага и повелители масс норовят оперировать, искусство вписывает «точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу». Кстати сказать, философский роман Кампанеллы, если смотреть на него с художественной стороны, имеет весьма сомнительную эстетическую ценность.
Кирилл Сивков |
Рекомендуем |