Уильям Стайрон: исследователь человеческих мукВсеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы
Американская литература это не только Эдгар Алан По, Джек Лондон, критика рабства, но и маниакально-депрессивный синдром Уильяма Стайрона. Стайрон был глубоко убеждён, что человек, страдающий от депрессии сравни раненому, от которого общество требует привычного поведения – улыбаться и поддерживать беседу, - в то время как тот испытывает «острое чувство потери вместе с чувством того, что жизнь ускользает всё быстрее и быстрее». Его первое произведение, принесшее ему славу в 26 лет, роман «Уйди во тьму» было написано от лица самоубийцы Пейтон Лофтис, чьи местами трагичные, глубокие и полные психологизма отношения с семьей и супругом, заставляют её выброситься из окна своей квартиры в Гарлеме. Для многих критиков это самоубийство ознаменовало «общественное и духовное безвременье» порождённое Второй мировой войной и последующими потрясениями.
Стайрон, выросший на юге США, снабдил свои произведения всеми характерными чертами «южного Ренессанса»: насилие, инцест, предчувствие трагичного конца, приправив их отпечатком послевоенного ужаса. Насыщенное повествование и композиционная сложность произведений Стайрона, где сюжетные линии развиваются поступательно и плавно, лавируя между повествованиями с разных точек зрения, захватывают с первых страниц. Сюжеты стайроновских романов вращаются вокруг кропотливо и точно выписанных характеров героев: депрессивные, фрустрированные и разочарованные люди, ожесточённые, с деформированной психикой. Все они тянут друг друга в «воронку» саморазрушения и самоуничтожения: «насилуя её, он насиловал нас обоих». В романе «И поджёг этот дом» перед читателем на фоне детективной истории разворачивается нравственно-психологическое противостояние трёх героев, чья «воронка» закрутилась после изнасилования и убийства девушки Франчески. Создавая мощные образы, не увлекаясь излишней художественностью, Стайрон плетёт аналитическое повествование, сухо, но живо рисуя сцены насилия и убийств, характерные для «подбитого поколения» американских граждан. В мире, где умерло искусство, «секс – последняя граница».
Стайрон страдал от депрессии и, как большинство великих авторов, жил ею, вторя экзистенциалистам. Моральные мучения и терзания становятся для Стайрона пищей для творчества. В попытках понять, почему человек не в силах отказаться от того, что терзает его, он создаёт свой самый известный роман – «Выбор Софи». Берясь за спорные нравственные вопросы, Стайрон буквально ходит по краю. На фоне Нюрнбергского процесса рассказывается история польской эмигрантки Софи, выжившей в концентрационном лагере Освенцим. Её любовные взаимоотношения с американским евреем Натаном Ландау, одержимого идеей возмездия за массовые убийства евреев, наблюдает молодой начинающий писатель Стинго. Для Софи Стайрон предложил морально-нравственную дилемму достойную «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского: выбрать, кто из её детей отправится в камеру смерти, а кто останется жить.
Однако самый резонансный и спорный роман, принесший Уильяму Стайрону Пулитцеровскую премию – «Признания Натана Тёрнера». Темнокожий баптист, поднявший восстание в штате Вирджиния, был взят Стайроном за основу не с целью написать «раздумья на тему и по поводу истории». Предсмертная речь религиозного фанатика, одержимого мыслью о насилии над юной Маргарет и корящего себя за её убийство. Отойдя от популярных литературных клише, Стайрон создаёт до боли реалистичного и сложного персонажа, чей многогранный характер сочетает в себе яростную жестокость и благородство, рассудительность и следование догматам. Певец депрессии, Уильям Стайрон, скончался в 2006 году от пневмонии, в 2001 году он выпустил свой последний роман «Путь воина», надо которым он работал около 10 лет.
Александра Пешкова
|
Рекомендуем |