Партнеры Живи добром

За что сожгли Джордано Бруно?


Практически все идеи, которые являются сейчас очевидной истиной, несколько веков назад подвергались критике и бесконечным гонениям. В эпоху Средневековья, когда светская власть соперничала с религией, а разум граничил с верой, великие открытия являлись тяжким грехом. Однако инквизиции, казни и сожжения никогда не имели большей силы, чем идеи великих ученых, философов и первооткрывателей.


Джордано Бруно родился в 1548 году в Италии и посвятил свою жизнь изучению религии, философии и взаимосвязи естественных наук с учением о Боге. Ошибочно полагать, что причиной трагической смерти богослова является отказ от религии или от веры. Уместнее будет сказать, что Джордано Бруно пострадал из-за злых языков окружающих его людей и из-за любви к «изучению и анализу всего и вся». Будучи талантливым поэтом и писателем, Бруно подходил к идеям Коперника, чьи идеи его особенно вдохновляли, скорее с романтической, нежели с научной точки зрения. Да, несомненно, Бруно соглашался с мыслями о бесконечности космоса и Вселенной, поддерживал идею о центральном месте Солнца в системе, но никаких научных обоснований этому не давал.


Так если Джордано Бруно подвергся сожжению не за свои научные и антирелигиозные идеи, какое же обвинение могли предъявить писателю? Ответ кроется не в поддержке идей Коперника и  идей о гелиоцентризме, а в особом взгляде на саму религию и христианство Бруно. В своих идеях о бесконечности Вселенной философ обожествлял окружающий мир. 


Такое представление о Вселенной фактически отвергало идею Бога в христианстве, сотворившего мир из ничего. Бруно же в своем учении возродил идею о пантеизме – единстве Бога и Вселенной. Таким образом, Высшая сила теряла личностную характеристику и была зависима от материального мира, а это противоречило изображению Бога в христианской религии.


Джордано Бруно


Интересно, что после первого доноса на Джордано Бруно, расследование по его делу шло целых 8 лет. Очевидно, что учение писателя заинтересовало многих философов и монахов, как синтез религии и материальных идей. 


Джордано Бруно как философу-новатору не повезло родиться в эпоху кровопролитной борьбы за власть и за понимание мира нас окружающего. Сыграло свою роль еще и то, что Бруно был не просто монахом, а человеком образованным и всесторонне развитым. Такую личность церковь просто не могла отпустить в свободное плавание. Пока Бруно скитался по тюрьмам, кардиналы и инквизиторы не просто требовали его отречься от собственных идей – они хотели изменить его мировоззрение и направить его на благо церкви.


12 февраля 1600 года было назначено исполнение приговора. Инквизиторы еще не теряли надежды, что она устрашит этого злостного еретика близостью страшной казни и заставит его, как раскаявшегося в собственной философии, вернуться в русло католической веры и направить свои способности на благо церкви. Но и на этот раз надежды судей не оправдались. Бруно не отказался от своих идей. «Я умираю мучеником добровольно,— сказал он, — и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай». Таким образом, 17 февраля 1600 года наступил судный день.


Страх религиозной власти перед человеком, который вполне мог подорвать всемогущество и всевластие католической церкви, испарился вместе с прахом Джордано Бруно. Жестокие нравы 16-17 веков во многом ограничивали новаторские идеи философов той эпохи. На сегодняшний день одни убеждены, что Джордано Бруно действительно был еретиком, писателем-оккультистом и невеждой. Другие же считают сожжение Бруно одной из величайших трагедий в истории католической церкви.


9 июня 1889 года в Риме, на Campo dei Fiori, на том самом месте, где он был сожжен, воздвигнут ему памятник работы известного итальянского скульптора Этторе Феррари. И неизвестно до конца, воздвигнута ли эта скульптура великому философу или это все же предостережение для инакомыслящих.



Анна Кудрявцева



 

Рекомендуем

Что? Где? Когда? Культурные события октября
Николай Лесков. Жить на ножах
Памяти гения – Евгения Евстигнеева
M2M Russian Open: итоги первого раунда
Фестиваль «Зимние Грёзы»
Эдуард Асадов. Жизнь до и после
«Мимоза» русской классики
«Великая артистка земли русской»
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»