Партнеры Живи добром

За что сожгли Джордано Бруно?


Практически все идеи, которые являются сейчас очевидной истиной, несколько веков назад подвергались критике и бесконечным гонениям. В эпоху Средневековья, когда светская власть соперничала с религией, а разум граничил с верой, великие открытия являлись тяжким грехом. Однако инквизиции, казни и сожжения никогда не имели большей силы, чем идеи великих ученых, философов и первооткрывателей.


Джордано Бруно родился в 1548 году в Италии и посвятил свою жизнь изучению религии, философии и взаимосвязи естественных наук с учением о Боге. Ошибочно полагать, что причиной трагической смерти богослова является отказ от религии или от веры. Уместнее будет сказать, что Джордано Бруно пострадал из-за злых языков окружающих его людей и из-за любви к «изучению и анализу всего и вся». Будучи талантливым поэтом и писателем, Бруно подходил к идеям Коперника, чьи идеи его особенно вдохновляли, скорее с романтической, нежели с научной точки зрения. Да, несомненно, Бруно соглашался с мыслями о бесконечности космоса и Вселенной, поддерживал идею о центральном месте Солнца в системе, но никаких научных обоснований этому не давал.


Так если Джордано Бруно подвергся сожжению не за свои научные и антирелигиозные идеи, какое же обвинение могли предъявить писателю? Ответ кроется не в поддержке идей Коперника и  идей о гелиоцентризме, а в особом взгляде на саму религию и христианство Бруно. В своих идеях о бесконечности Вселенной философ обожествлял окружающий мир. 


Такое представление о Вселенной фактически отвергало идею Бога в христианстве, сотворившего мир из ничего. Бруно же в своем учении возродил идею о пантеизме – единстве Бога и Вселенной. Таким образом, Высшая сила теряла личностную характеристику и была зависима от материального мира, а это противоречило изображению Бога в христианской религии.


Джордано Бруно


Интересно, что после первого доноса на Джордано Бруно, расследование по его делу шло целых 8 лет. Очевидно, что учение писателя заинтересовало многих философов и монахов, как синтез религии и материальных идей. 


Джордано Бруно как философу-новатору не повезло родиться в эпоху кровопролитной борьбы за власть и за понимание мира нас окружающего. Сыграло свою роль еще и то, что Бруно был не просто монахом, а человеком образованным и всесторонне развитым. Такую личность церковь просто не могла отпустить в свободное плавание. Пока Бруно скитался по тюрьмам, кардиналы и инквизиторы не просто требовали его отречься от собственных идей – они хотели изменить его мировоззрение и направить его на благо церкви.


12 февраля 1600 года было назначено исполнение приговора. Инквизиторы еще не теряли надежды, что она устрашит этого злостного еретика близостью страшной казни и заставит его, как раскаявшегося в собственной философии, вернуться в русло католической веры и направить свои способности на благо церкви. Но и на этот раз надежды судей не оправдались. Бруно не отказался от своих идей. «Я умираю мучеником добровольно,— сказал он, — и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай». Таким образом, 17 февраля 1600 года наступил судный день.


Страх религиозной власти перед человеком, который вполне мог подорвать всемогущество и всевластие католической церкви, испарился вместе с прахом Джордано Бруно. Жестокие нравы 16-17 веков во многом ограничивали новаторские идеи философов той эпохи. На сегодняшний день одни убеждены, что Джордано Бруно действительно был еретиком, писателем-оккультистом и невеждой. Другие же считают сожжение Бруно одной из величайших трагедий в истории католической церкви.


9 июня 1889 года в Риме, на Campo dei Fiori, на том самом месте, где он был сожжен, воздвигнут ему памятник работы известного итальянского скульптора Этторе Феррари. И неизвестно до конца, воздвигнута ли эта скульптура великому философу или это все же предостережение для инакомыслящих.



Анна Кудрявцева



 

Рекомендуем

Люк Бессон: ни дня без сюжета
Альбер Камю – «Совесть Запада»
За кулисами музейной жизни
FollowTheFabrika. Этап I.III
Елена Рерих. Расширяя границы
Эту революцию зовут «Шанель»
Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
"Неразборчивый" Майкл Кейн
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
Творческий путь Игоря Бриля