Партнеры Живи добром

Первая птица, достойная премии. "Щегол" Донны Тарт


«Щегол» - третий роман американской писательницы Донны Тартт, завоевавший в 2014 году Пулитцеровскую премию.

Для писательницы новая книга – это достаточно редкое явление, что уже в некоторой степени свидетельствует о тщательности её работы. Неудивительно, что каждое произведение, если и не становится общепризнанным шедевром, то, по крайней мере, оказывается бестселлером во многих странах.

По сюжетной основе «Щегол» близок к предыдущим трудам Тартт - в особенности к написанному на 11 лет раньше «Маленькому другу». В корне обоих произведений лежит смерть близкого человека и последующее её осознание. Однако, если в первом случае смерть - это всё-таки нечто отдалённое (случается на 12 лет раньше основного действия), то здесь девятилетний Тео Декер встречается с ней близко, и преследуется ей на протяжении всей своей жизни.

Смерть – это ужасное испытание. Тем более, что у мальчика, пережившего потерю обожаемой мамы, фактически нет отца. Тео не видел его уже больше года, и теперь он совсем один. Но, одновременно со смертью матери в жизни героя появляется нечто совершенно неожиданное – бесценная картина Карела Фабрициуса, спасённая (или украденная? Этот вопрос будет мучить его значительную часть жизни) из взорванного музея.


Донна Тарт


После гибели матери, Тео, едва успевшего осознать, что происходит, мотает по всей Америке, где его всегда сопровождает маленький щегол на жёрдочке. На их пути собирается пёстрая компания людей: семья одноклассника из высшего света, отец, на свою беду связавшийся с преступным миром, лучший и единственный друг Борис и Джеймс Хобарт – наставник, выводящий Тео в люди.

«Щегол», как, наверное, любая хорошая книга, про людей. Про прекрасных творцов, часто обреченных на голодную смерть без личностей, продающих их искусство нечестными способами. В исключительной действительности не жажда наживы, а лишь желание помочь ближним движет такими людьми.

Искусство удивительно. Оно заставляет нас чувствовать то, что мы не чувствовали раньше и смотреть на мир, как раньше не смотрели. Оно может менять нас совершенно незаметно, но очень сильно. Так, несмотря на все метания Тео по поводу судьбы картины, она являлась для него связующей нитью с погибшей матерью, не давая окончательно отрешиться от мира.

«Щегол» ярок и красочен, прямо как певчая птичка на маленькой картине. «Щегол» многогранен, как Борис - друг главного героя, поначалу представленный нам комичным и заносчивым, но впоследствии одиноким и очень рано повзрослевшим мальчиком, выживающий в суровом мире.


"Щегол"


Эта книга, приютившая невероятно настоящих, с любовью созданных персонажей, показывает нам, как романтик вживается в большой мир, становясь прагматичнее. Заблудший, как и герои часто упоминающейся на страницах книги «Ветер, песок и звёзды» (в русском переводе - «Планета людей»), он проходит через многие испытания, чтобы вернуться немножко другим. Только разве что вместо самолёта, с которым пилот не может расстаться, у Теодора под мышкой завёрнутое в тряпку полотно знаменитого

нидерландского художника и история не завершится, пока он не расстанется с ним. В итоге, как пилоты в старости неохотно, но с чувством хорошо прожитой жизни, расстаются со своими крылатыми машинами, так и Тео простится с картиной, зная, что его всегда ждёт уютный магазинчик. Магазинчик, в подвале которого, напевая себе под нос, работает с деревом Хоби, куда иногда заезжает рыжеволосая Пиппа, где он чувствует себя дома, делая то, к чему у него лежит душа.


Александр Бардашев



 

Рекомендуем

XXVI МКФ «Послание к человеку». Итоги
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
72-й Каннский кинофестиваль
Тайна, имя которой - Улыбка
Элина Гаранча: «Мой голос не для записи, меня надо слушать вживую»
Железнодорожное («Купе №6», реж. Юхо Куосманен)
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
Кино. Личность. Искусство по Гайдаю
Помни имя свое ("Лев" реж. Гарт Дэвис)
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»