"Лучшее еще впереди", - Александр Макаров
Огромной честью для нашего издания было пообщаться с Александром Михайловичем Макаровым, который за свою жизнь многое повидал. Художник. Кандидат искусствоведения. Член Международного художественного фонда. Член Творческого союза профессиональных художников. С этим человеком, знающим свое дело, было приятно поговорить о искусстве, узнать его точку зрения.
Судьба этого человека непростая, но интересная. В своей жизни он пережил многое, на пути встречалось много интересных людей. Александр Михайлович поделился своими впечатлениями и мыслями. Поведал, как непросто было выжить белорусскому художнику в Москве в период распада СССР и становления нашего государства «на ноги». - Александр Михайлович, как и Когда к Вам пришло решение стать художником? - Я сколько себя помню - всегда любил рисовать. Но настоящим толчком к моему профессиональному развитию, послужил вещий сон. Когда мне исполнилось 21-22 года, мне приснился портрет первобытного человека, выполненный в карандашной технике. Проснувшись, я осознал, чем хочу заниматься по жизни. В газете нашел объявление о наборе студентов в Заочный Народный Университет искусств в г. Москва. Нарисовал как мог, неграмотно, и, к моему удивлению, поступил. Моим преподавателем была Татьяна Павловна - дочь Радимова Павла Александровича, последнего председателя общества художников-передвижников, существовавшего еще до революции. С этого момента я начал свое художественное образование. В Белоруссии после окончания университета я занялся скульптурой из дерева. Со своими подвижниками я участвовал в выставках на протяжении 15 лет. Когда накопилась большая коллекция скульптур, решил написать диссертацию, которую в дальнейшем защитил в Московском Высшем Училище им. С. Г. Строгонова. Диссертация получилась нестандартная, своеобразная. В ней я проследил путь использование природных форм (камня, дерева) от древнейших времен и до наших дней. Оппонентом диссертации был Светлов Игорь, сын великого скульптура Е. В. Вучетич, сотворившего памятник «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и памятник «Воину-освободителю» в Берлине. Встреча нашего героя с Игорем Светловым была случайной. Перед защитой диссертации Александру Михайловичу нужно было найти себе оппонента. Прогуливаясь недалеко от Крымского моста, он решил посетить выставку в Центральном Доме Художника. Там он и познакомился с Игорем и предложил ему быть оппонентом на защите диссертации. Сын великого скульптора согласился. - Почему Вы решили создать серию портретов известных людей? - На создание портретов из ткани меня вдохновил Гай Юлий Цезарь и моя мама. Патриции в Древнем Риме носили тоги. На императорских одеяниях появляются складки на плечах и внизу на подоле. И вот ритм этих складок меня привлекал, не давал покоя. У меня сохранилась льняная скатерть, оставшаяся от моей мамы. Она ткала ее своими руками. Эта скатерть мне дорога, как память. В далеком в 2002 году я расправлял смятую скатерть, и в ее помятых складках увидел лицо. Это также вдохновило меня на создание необычных портретов из ткани.
В 2009 году я начал более серьезно работать с тканью. Благодаря специальному клевому раствору, делающему мои работы долговечными, я мог не переживать за сохранность портретов. Процесс несложный: вначале замочить ткань в клеевом растворе, из влажной ткани сформировать изображение и оставить до того момента, пока работа не высохнет. Сухая, ткань сохраняет нужную форму и свой естественный цвет. До появления чудо-раствора я складывал ткань нужным образом и фотографировал. Данные работы остались только на фотографии, а в жизни, к сожалению, уже нет. Я выполняю портреты выдающихся людей, живших в разные века. Захватил период от глубокой древности и до наших дней. В первую очередь, я обращаю внимание на внешность портретируемого, пытаюсь найти «изюминку» в его лице. - Какую из своих работ вы считаете удачнее остальных? Как Вы относитесь к своим работам? - У меня есть и удачные работы, и неудачные. Я считаю, это нормальным явлением. На мой взгляд, мои удачные работы – «Сальвадор Дали», «Гиппократ». Еще мне нравится портрет великого композитора Моцарта. Из современников люблю портрет бывшего мэра Москвы. Обычно я в своих работах не называю фамилии современников. Как говорится, береженного Бог бережет. - Если не секрет, почему был такой промежуток в Вашей творческой деятельности? С перерывом в 12 лет. - Первое время после переезда в Москву мне было не до искусства. Нужно было осваиваться и привыкать к новым условиям жизни. Но я точно знал, что рано или поздно к своему делу вернусь. Но ситуация заставляла отложить это на потом. С 2000 по 2010 годы я занимался живописью. Экспериментировал с пенаполистеролом (хрупкий, легкий материал на подобие пенопласта). С его использованием я выполнял скульптуры и огромные статуи.
- У вас такой большой опыт за плечами. Изменилось ли отношение людей к искусству? - Знаете, среди моих знакомых были разные люди. На протяжение своей жизни я встречал и истинных эстетов, которые любят и понимают искусство, но также меня сводила судьба и с людьми, которые не сильны в искусстве, зато гениальны в других областях. Могу сказать следующее: на данный момент гораздо больше людей стало интересоваться искусством. Отрадно видеть заинтересованность молодежи. А видели, какие очереди в музеи? Все стремятся поглазеть на красоту. - Много ли Вы посвящаете времени творчеству? - Сейчас я уделяю ему меньше времени, так как свободного вообще нет. На данном этапе занимаюсь добыванием денежных средств для осуществления творческих замыслов. Моя главная задача - издать книги с репродукциями своих картин. - Как вы считаете, чтобы стать художником, нужно иметь врожденные творческие способности или нужно трудиться не покладая рук? - Когда я руководил детской изостудией, я заметил следующую особенность. В детстве все с удовольствием рисуют. В 12-14 лет начинают рисовать с натуры, так как с возрастом программа усложняется. Тут появляются первые трудности, и происходит разделение. Одни продолжают заниматься, а другие бросают обучение. Я считаю, многое зависит от наличия таланта. Если у ребенка нет врожденных способностей, то он, скорее, перестанет увлекаться рисованием и переключит внимание на что-то другое. - Необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших результатов? - У меня своя система: есть художники, а есть ремесленники. Художник - это человек без профильного образования, но с базовыми теоретическими и практическими навыками. Он понимает искусство и умеет выразить это в своих работах. Ремесленник отличается тем, что у него есть образование, и он великолепно рисует, не нарушая канонов живописи. В его работах есть все профессиональные нюансы: владение пропорциями, композицией, но нет главного - искусства. - Стирание грани между высокой культурой и массовой культурой - это регресс или прогресс? - Разница между этими культурами всегда была и будет. От этого никуда не уйдешь. Эти явления можно сравнить с солдатами. Рядовые - это проявление массовой культуры, а среди них формируются величайшие генералы и полководцы – представители высокой культуры. Гениальные люди выделяются из них. - Можно ли считать современное искусство искусством? - Я считаю, что все, что не наносит вреда человеку и не мешает ему жить, имеет право на существование. Все люди разные, каждый со своим мнением, предпочтением. Пусть развивается каждое течение искусства, а люди обязательно найдут, что им по душе. Сегодня существуют различные направления. Мы сами выбираем, чего хочет наша душа, не имея ограничений. Во времена СССР было только одно официальное направление – соцреализм. Но творческим личностям нужен неограниченный полет фантазии, поэтому возникали подпольные течения. После перестройки отношение к искусству изменилось в лучшую сторону. На выставках освещались работы разных течений. - Как Вы думаете, какое будущее у искусства? - Оно точно никогда не умрет. Просто потому, что душа человека нуждается в прекрасном. В первобытные времена еще не умели толком разговаривать, но уже усердно пытались создавать простые бытовые картинки. Так зародилась наскальная живопись, и в дальнейшем искусство развивалось и будет постоянно развиваться.
- Как вы относитесь к проблеме ценообразования в искусстве? Почему некоторые «странные» картины стоят миллионы? - Вопрос ценообразования зависит от известности художника. Везение или удачное стечение обстоятельств – уже другой вопрос. Миллионы платят за авторитет художника, и неважно, что изображено на картине. Говорят, что сначала художник создает себе имя, а потом имя его кормит. Сейчас многие относятся к искусству как к товару, на котором можно заработать. Они покупают картины известных художников, а затем продают их втридорога. Но я считаю, это нормальное явление на сегодняшний день: на каждый товар есть свой купец. - Как, на ваш взгляд, можно популяризовать искусство? - СМИ играют величайшую роль в популяризации искусства. На мой взгляд, телевидение – главный рупор, так как во всех домах есть телевизоры, которые мы постоянно смотрим. Также хороший проводник – интернет. Я часто его использую, когда смотрю новости или ищу нужную мне информацию. Конечно же, традиционные выставки и ярмарки помогают приобщить людей к прекрасному. - Что является для Вас вдохновением? И каков ваш девиз по жизни? - Иногда сам не понимаю, откуда берется вдохновение. Но чаще всего оно приходит во время работы. Главное – найти минутку свободного времени и начать творить. А в процессе работы воодушевления появляется. Любое явление жизни может стать толчком для творения. Например, лицо красивой женщины – хороший повод для создания портрета.
Я - оптимист, поэтому мой девиз: «лучшее еще впереди». Общаясь с Александром Михайловичем, приятно удивляешься его жизнерадостности и повышенной активности. Хочется поставить в пример этого замечательного художника нашего поколения и пожелать ему долгих лет жизни и творческих успехов. Работы Александра Михайловича можно найти на его сайте http://stoneartmlm.blogspot.ru/p/blog-page.html?m=1.
Маргарита Новикова-Рогожина
|
Рекомендуем |