Партнеры Живи добром

Возраст не помеха («Крёстная мама», реж. Жан-Поль Саломе)


Муж Пасьянс (Изабель Юппер) умер лет двадцать назад, оставив в наследство долги. Дочери выросли. Мать постарела и нуждается в специализированном уходе, на который у вдовы нет средств. Но все меняется в одночасье. Переводчица с арабского, работающая на отдел по борьбе с наркотиками, «прикарманила» гашиш на крупную сумму и теперь сбывает дурь по доступным ценам. Жизнь стала веселее, жизнь стала опаснее: Пасьянс сорит деньгами и бегает от полиции и наркомафии.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


При работе над экранизацией романа Аннелор Кейр режиссер Жан-Поль Саломе выбрал непревзойденную тактику, пригласив на главную роль Изабель Юппер. Где бы ни хромал сценарий – уже не важно: она завораживает и вытягивает любой фильм. За 67-летней актрисой с каждым новым проектом становится все интереснее наблюдать. Соединить в одном образе детскую чистоту и наивность с хищной хваткой уставшей от рутины и бедности женщины предпенсионного возраста? – да, пожалуйста. Пасьянс в исполнении Юппер и хрупка, как фарфоровая статуэтка, и прет, как танк, ради лишнего евро в кармане. Она смешна, карикатурна, нервозна, а еще ее очень жаль – утратившая способность подпускать к себе людей, героиня фильма сама не понимает, как одинока.

Юппер играет женщину, у которой необходимость расплачиваться за чужие долги украла лучшие годы. Двадцать лет она не жила, а платила по счетам и теперь вспоминает, как ей было хорошо в детстве. Ее отец сколотил состояние не совсем честным образом. Муж тоже был связан с криминалом. В ее памяти остались драйв и незнание того, что нужно себя ограничивать во всем, чтобы выжить, читай – «золотые дни» и в придачу с ними сбившийся напрочь этический ориентир. Пасьянс инстинктивно чувствует, что любые деньги могут купить счастье, если счастье – это вкусная еда, красивая одежда, здоровье близких и путешествия. Преступный мир оставил след в ее ДНК как забавная игра. Когда дети покинули дом, а мать положила на полку рассудок, терпение Пасьянс лопнуло, она вновь хочет разыграть партию.


«Крёстная мама». Источник: «Capella Film»


Писательница Аннелор Кейр не понаслышке знает быт криминала – она адвокат по уголовным делам. В киноверсии ее близкое знакомство с преступным миром если и отображается, то каким-то причудливым образом: приключения Пасьянс – невероятное везение на фоне плохой работы спецотдела. «Крестной маме» как нуару о преступном мире наркоторговли не веришь – слишком много условностей и допущений. Авантюра, затеянная переводчицей, превратилась в комедийный сюжет, не собирающийся читать лекции о вреде употребления запрещенных веществ и о том, какой ад на земле ждет людей, оступившихся и решивших связать свою судьбу с наркотиками.

Разве что Париж в фильме Саломе не открыточно прекрасное место, а неуютный, грязный и серый город, словно настоящий преступник – это он, а не толпы дилеров, наркоманов и мать двоих взрослых дочерей, решившая разбогатеть на гашише. По его улицам ходят представители разных национальностей и культур – и все пытаются обустроиться получше. Кто-то торгует контрафактом и заключает сомнительные сделки по продаже жилья, кто-то перевозит через океан отраву, кто-то пытается вести законопослушный образ жизни, но окружение не дает возможности спать спокойно.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Возраст не помеха («Крёстная мама», реж. Жан-Поль Саломе)
Кинематографисты широкого профиля. Выдающиеся режиссеры и их сериалы
Игуасу. «Глотка Дьявола» на границе Бразилии и Аргентины
Кино. Премьера. "Хардкор"
38-й ММКФ. Конкурс. "Мари и неудачники" реж. Себастьен Бетбедер
Презумпция невиновности для «Матильды»
За ведёрком да по серебро. Премьера спектакля «Морозко» в ММДМ
Праздники в музее «Кижи»
III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова
Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони