Партнеры Живи добром

Елена Климова: "Мы влюбляемся в наших композиторов"



Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Музей космонавтики три года назад создали творческую лабораторию современных композиторов под руководством известного композитора, музыкального руководителя Электротеатра Станиславский Дмитрия Курляндского. Сейчас в полном разгаре работа уже третьего поколения композиторов, принимающих участие в проекте, который стал традиционным для посещения ценителями современного искусства и экспериментальной музыки. Что нового, когда ждать выступления ансамбля русских народных инструментов с новоиспеченными ультрасовременными музыкальными произведениями и как обстоят дела у новых композиторов — участников III Международной творческой лаборатории композиторов «Открытый космос» под руководством Дмитрия Курляндского, узнаем у автора и куратора проекта, продюсера Ансамбля «Россия» им. Л.Г. Зыкиной Елены Климовой.

 

Открытый космос


Елена, расскажите, когда ждать результатов третьей композиторской лаборатории? 

Это известный факт, афиши уже висят, 15 сентября 2018 года в 19:00 традиционно в музее космонавтики. Приходите. Увидимся в центре управления полетами.

 

Там проходят все концерты композиторской лаборатории? 

Прошлогодний концерт лаборатории у нас проходил «На Луне», есть такое экспозиционное пространство в Музее космонавтики, которое оформлено как поверхность Луны. А так как в этом году лаборатория посвящена выходу в открытый космос и тридцатилетию «Бурана», то мы и решили сделать концерт в обновленном уже центре управления полетами. К тому же так совпало, что этот концерт состоится в день рождения нашего художественного руководителя Дмитрия Сергеевича Дмитриенко и заместителя директора музея космонавтики Климентова Вячеслава Львовича. Так что мы их поздравим таким вот замечательным событием и символично отметим уже многолетнюю дружбу и сотрудничество ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Музея космонавтики. 

 

А чем отличается эта лаборатория от предыдущих двух? 

При отборе композиторов были все те же условия, и будет ли отличаться эта лаборатория от остальных, покажет 28 августа, когда композиторы принесут нам свои работы, над которыми они будут трудиться с июня по август. Каждый из них должен написать десятиминутное музыкальное произведение для ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Поскольку мы предоставляем нашим композиторам полную свободу выбора выразительных средств и действий, предугадать, во что эта свобода выльется, невозможно. 

 

Открытый космос


А почему вы предоставляете полную свободу композиторам? 

Так ведь для того и существуют лаборатории, чтобы человек мог экспериментировать и открывать для себя новые миры. Наша лаборатория преследует цель открытия новых композиторских миров. Вот они к нам попадают, как выясняется, впервые в жизни видят балалайки, домры и гусли так близко, впервые в жизни погружаются в устройство этих инструментов, познают их возможности, делают для себя открытия. Музыканты показывают им массу различных приемов, и композиторы сами изобретают какие-то новые способы звукоизвлечения из этих инструментов. Разумеется, мы стараемся не ограничивать никого. Единственное, что для нас более предпочтительно при выборе композитора, — это то, что он должен быть новатором. 

 

А кто отбирает композиторов? 

Отбирает композиторов организационный комитет лаборатории «Открытый космос». Безусловно, человеком, который расставляет все точки над i, остается Дмитрий Курляндский, он является руководителем этой лаборатории. Окончательный вердикт: кому участвовать, кому не участвовать, выносит он, и мы в этом смысле ему на сто процентов доверяем. Но безусловно, через оргкомитет проходят все до единой заявки, которые были поданы на «Открытый космос». Происходит своего рода аналитика присылаемого материала, потому что это абсолютно разносторонне, разнообразно и разнохарактерно образованные композиторы, или это люди, которые считают, что они уже могут носить такой высокий статус, как композитор, присылают нам свои произведения, мы все это просматриваем, слушаем, анализируем в обязательном порядке. И кстати, могу сказать, что на лабораторию, которая будет проводиться в следующем году, мы уже отобрали несколько претендентов из этих заявок. Это произошло потому, что в этом году было прислано слишком много интереснейших заявок, но мы пока стараемся не разрастаться в геометрической прогрессии и стремимся к тому, чтобы в каждой лаборатории участвовало не больше семи – восьми композиторов. Так что из этого потока мы решили уже отобрать нескольких композиторов. 

 

Открытый космос


То есть, в следующем году отбора уже не будет? 

Будет непременно! Но конкурс будет плотнее, поскольку, я сейчас могу сказать точно, что на следующий год мы уже утвердили порядка четырех композиторов из этого потока. Они оповещены об этом и ждут открытия четвертой лаборатории. 

 

А это обусловлено только количеством мест в лаборатории? 

У ансамбля «Россия», помимо лаборатории, еще масса проектов, которые никто не отменял, и вот для того, чтобы как можно более качественно исполнять материал, созданный композиторами, необходимо время на репетиции. Мы, к сожалению, не располагаем такой роскошью как свободное время. Из этих простых и понятных технических обстоятельств и складывается определенный репетиционный период и количество участников. Каждый год мы внимательно просчитываем наши возможности и приходим к пониманию, какое количество композиторов должно участвовать в этом году. К тому же каждый раз в августе, когда композиторы присылают нам свои работы, мы начинаем подготовку к концерту. Это обработка нотного материала, расчет репетиций с учетом всех концертов, гастролей ансамбля. Вот в этом году получается, что репетиции у нас продлятся с десятого до четырнадцатого сентября. Это всего пять дней. И уже пятнадцатого концерт. Очень сжатые сроки. А произведения, уникальные, неповторимые, оригинальные. Необходимо максимально качественно использовать все возможности и людей, и инструментов, хорошо отрепетировать, правильно подать произведения. Так что мы вряд ли сможем себе позволить большее количество участников. Учитывая, что с каждым годом количество заявок все больше, и композиторы к нам стремятся все более яркие, талантливые, и тот факт, что четырёх композиторов мы уже утвердили, получается, на следующий год шансов у претендентов в два раза меньше. 

 

Открытый космос


Две предыдущие лаборатории были определены темами. В этом году так же? 

Эта лаборатория посвящена выходу в открытый космос и кораблю «Буран». Кроме того, мы традиционно не просто даем композиторам тему, а еще и знакомим их с контекстом. Например, в позапрошлом году всех композиторов подробно ознакомили с полной экспозицией музея космонавтики, каждый из них имел возможность вдохновиться одним из экспонатов музея и написать о нем произведение. В прошлом году тема была установлена юбилеем группы художников «Амаравелла», которые писали свои картины на тему космоса. В музее космонавтики проходила большая, красивейшая выставка этих художников — космистов, каждый из приглашенных в лабораторию композиторов, ознакомившись с выставкой, выбрал себе определенную картину, и именно этой работе было посвящено его музыкальное произведение. Получились такие своего рода звучащие полотна. В этом году лаборатория посвящена выходу в открытый космос. И вот что мы сделали: в музее космонавтики есть очень интересный аттракцион с 3D реальностью, наши композиторы были на какое-то время полностью погружены в эту виртуальную реальность. Это, кстати говоря, не какая-то вымышленная реальность, это сами космонавты снимали на камеру свои выходы в открытый космос и перемещение вокруг космической станции. Эта реальность создана для того, чтобы подарить неповторимое ощущение невесомости и красоты космоса. Человек в специальном шлеме имеет возможность движением тела направляться в разных направлениях. Это удивительный аттракцион, который дарит весьма реалистичное ощущение нахождения в открытом космосе. В эту реальность мы и погрузили наших композиторов, чтобы они могли писать музыку, основываясь уже на собственных ощущениях. В этом году мы решили подарить ощущение выхода в открытый космос и некоторым из наших зрителей. Это будут своего рода VIP зрители, мы дадим им возможность слушать концерт вот в этих самых 3D очках, о которых я только что рассказала. Для них будут продаваться специальные билеты на сайте музея космонавтики.


Открытый космос


Сколько всего зрительских мест на концерт? 

Это всегда зависит от места, в котором проводится концерт. При этом количество посетителей наших концертов с каждым годом увеличивается, и мы, конечно, стараемся рассчитывать так, чтобы все могли посетить концерт. В позапрошлом году было порядка 30 слушателей, в прошлом 130, в этом году, скорее всего, всех и не разместим... Но будем стараться. 

 

Ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной каждый год получает несколько абсолютно новых уникальных музыкальных произведений, пополняющих репертуар, а что получают сами композиторы, участвующие в лаборатории? 

Все произведения композиторов — участников композиторской лаборатории мы неоднократно исполняем на разных площадках. Кроме того, мы обязательно записываем альбом и выпускаем его совместно с 3Plet и распространяем на платформах Google Рlay, Яндекс. Музыке и iTunes, что уже само по себе весьма неплохо. А именно 3Plet интересен тем, что он выпускает новый формат музыкального альбома. Альбом, который они предлагают, загружается в виде отдельного приложения для смартфонов, планшетов, ipad... Это полный аналог компакт-диска, содержащего в себе не только музыкальные произведения, но и полную информацию о каждом из них, иллюстрации, биографии и ссылки на сайты композиторов. 

 

У лаборатории существует еще и конкурсная основа.

Безусловно, существует. Мы как жюри отбираем наиболее заинтересовавшее нас произведение и отмечаем композитора специальной статуэткой Юрия Гагарина, распечатанной на 3D-принтере. Всем участникам лаборатории мы вручаем специальные дипломы, повязанные золотым шнурком, — символ развязавшегося шнурка Гагарина. 

 

Открытый космос


Это поколение композиторов, пришедших в лабораторию, отличается от предыдущих? 

Интересный факт: в первую и вторую лаборатории пришли композиторы самостоятельные, знающие свое дело, не задающие лишних вопросов... Пришли максимально качественно, на высшем профессиональном уровне выполнили свою работу, и мы все вместе выпустили альбом. Все предельно четко, конкретно, без лишних эмоций, как говорится... А в этом году, что удивительно, композиторы каким-то образом негласно объединились в общую команду. Они вместе, они общаются между собой, очень много обмениваются друг с другом материалами. Они совместно принялись создавать произведения. В этом году, я уверена, будет сложно выделить кого-то одного. 

 

Общение с композиторами продолжается после проведения лабораторий? 

Разумеется. Мы поддерживаем со всеми нашими композиторами дружеские связи, продолжаем их исполнять. Сейчас мы готовимся, например, к концерту, который будет состоять из произведений Первой и Второй лабораторий, мы будем их исполнять на фестивале в городе Чайковском 1 и 2 сентября. Мы будем участвовать в одной концертной программе с МАСМ. А также у нас огромное количество творческих интересных планов с композиторами. За короткое время проведения лаборатории мы буквально влюбляемся в наших композиторов и это, к счастью, взаимная любовь, которая, хочется верить, навсегда. 

 


В. Строжек 



 

Рекомендуем

Mercedes-Benz Fasion Week Russia: самые красивые коллекции третьего дня
Израиль: страна вне времени
Наш современник Григорий Козинцев
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
О жизни и смерти короля
Пилинг. Время пришло!
Памяти Карузо
Выставка «От Вавилона до Багдада. Современная живопись Ирака»
Максимилиан Волошин. Свободный среди догм