Партнеры Живи добром

Юрий Яковлев. Актер больших ролей


Многие коллеги считали Юрия Яковлева актером «фантастического диапазона». Он мог играть в комедиях и драмах, его узнавали на улицах все, от мала до велика, он мог затронуть душу любого своей игрой. Он был душой Вахтанговского театра и всенародным любимцем Мышкиным-Ржевским-Ипполитом. 25 апреля Юрию Васильевичу Яковлеву исполнилось бы 87 лет.


Будущий актер родился в Москве в 1928 году в семье юриста и медсестры. Его предки были представителями купечества — дед Юрия держал несколько лавок на Собороной площади (сейчас — Университетская площадь) в центре Воронежа, и в его обуви ходили почти все жители города. Первые годы войны Яковлев провел в Уфе, куда была эвакуирована вся его семья.


Юрий Яковлев


«Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: „Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну“. Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять»


В Уфе юный Юра работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 году семья вернулась в Москву, где юноша пошел работать в гараже посольства США. Сначала он просто заправлял автомобили, затем начал понемногу работать в ремонтной мастерской, а вскоре стал главным автомехаником и получил в свое пользование джип «Виллис», на котором ездил на учебу в вечернюю школу и затем катался по столице с друзьями. 


В юности Яковлев совершенно не задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с актерским мастерством. Он собирался поступать в МГИМО (тогда еще Университет Международных отношений) и в будущем стать дипломатом. Однако, когда пришло время подавать документы, Юрий внезапно отправился во ВГИК, в который его благополучно не приняли, признав «некиногеничным». В том же 1948 году молодой Яковлев попытал счастье во второй раз и успешно поступил в «Щуку». Но первый же курс он окончил с двойкой по основному предмету — актерскому мастерству. Остался в училище Яковлев только благодаря своему преподавателю Цецилии Львовне Мансуровой, которая углядела что-то в первокурснике, и перевела его на второй курс со словами, что он ей «интересен» и она «будет с ним работать» и дальше. Со следующего года учеба у Яковлева пошла как по маслу и в результате Щукинское училище он окончил с красным дипломом. Актер сам удивлялся:


«Каким образом это получилось, я не знаю. Честное слово»


После окончания учебы Юрий Яковлев попадает в труппу Вахтанговского театра, где он останется уже до конца своей жизни. Многие его коллеги бесконечно сильно любили его и преклонялись перед ним, называли актера «Наш суперстар». На что актер всегда отшучивался «Природа такая». Он был как бы талисманом вахтанговцев. Художественный руководитель театра Римас Тумиас говорил о нем:


Юрий Яковлев


«Я очень ценю и даже не столько талант Юрия Васильевича — он безусловен, сколько боль души, нежность. Такие как он — как духи, незримо создающие театральную душу, наш дом, нашу семью. Нежность и величайшее тонкое знание своей профессии [...] Вот эта нежность и боль души и составляют чудо актера Юрия Васильевича Яковлева»


После того, как молодой Яковлев сыграл на сцене королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться — счастья не видать», его заметили и кинорежиссеры. Так, первой работой в кино для Яковлева стала роль Чухоткина в музыкальной комедии «На подмостках сцены» в 1956 году. В том же году он снялся еще в двух фильмах в эпизодических ролях: «Первые радости» по роману К. Федина и «Необыкновенное лето». А еще через пару лет, в 1958 году, он появляется на экране в роли князя Мышкина в экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот» (была снята только первая серия «Настасья Филипповна», и фильм там и не был закончен). В фильме Ивана Пырьева актер предстает перед зрителями в роли доброго, искреннего и благородного князя, которого не возможно не полюбить. Советский зритель назвал этот фильм стал лучшей картиной 1958 года. Режиссер рассказывал о впечатлении, произведенном на него Яковлевым:


«Внезапно я понял, что в моем представлении он связывается с князем Мышкиным. […] Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния»


После «Идиота» к Яковлеву пришла слава. 


«Идешь по улице — люди оборачиваются, хихикают и говорят друг другу: «Вон, смотри, идиот пошел»


Юрий Яковлев


Но актер часто признавался, что не ощущает себя знаменитым. Он любил своё творчество, любил работать в театре и кино, это приносило ему огромное удовольствие. Юрий Васильевич всегда вкладывал душу в своих героев, часто импровизировал, экспериментировал, привносил что-то новое, свежее в свои образы. После выхода «Идиота» даже поползли слухи, что у актера случился нервный срыв. 


«Эта легенда появилась потому, что правда можно с ума сойти, если так вживаться в роль»


А роль поручика Ржевского в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова настолько яркая и веселая, что мысль о том, что этот герой — вымысел, никак не может уложиться в голове. 

Самыми узнаваемыми образами Яковлева можно назвать инопланетянина Би из фильма Денелии «Кин-дза-дза!», царя Иоанна Грозного и управдома Ивана Бунши в картине «Иван Васильевич меняет профессию» и, конечно же, роль Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Казалось бы, такой скучный и «серый» Ипполит, ничем непримечательный образ, но как же играет его Яковлев! Зритель сочувствует ему, а потом над ним же и смеется. К слову, самые известные цитаты из этого фильма - «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» и «О, тепленькая пошла» являются импровизациями актера. Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале «Советский экран»: 


«Юрий Яковлев — артист, который может играть святых, подлецов, интеллектуалов (он все может!) и снова доказал это ролью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую заурядность, забавнейшую скучность, яркую серость»


Стоит отметить, что роль Ипполита изначально должна принадлежала Олегу Басилашвили, но тот отказался от нее из-за смерти своего отца. Этот факт послужил появлению киноляпа: когда Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, на ней виден привычный нам герой, сыгранный Яковлевым. А когда Надя подбирает её со снега, там изображён уже Олег Басилашвили. Яковлев попал в проект, когда съемки уже начались, и некоторые эпизоды уже были отсняты, в том числе и эпизод с поднятием фотографии. Переснять же этот эпизод с фотографией уже «яковлевского» Ипполита попросту забыли.


Юрий Яковлев


В комедии же Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» перед Яковлевым стояла весьма сложная задача — играть два диаметрально противоположных образа. С одной стороны — управдом Бунша («бытовой кретин с двумя извилинами»), а с другой — грозный царь. И понятно, что в комедии сыграть царя всерьез невозможно, и перевоплощаться надо так, чтобы образы были совершенно непохожи. Как признавался Яковлев, изначально это была достаточно сложная задача. Но он создал какие-то индивидуальные черты своим героям. К примеру, Бунша заговорил скороговоркой и начал шепелявить. А фразы из фильма разлетелись на афоризмы с огромной скоростью. Самой популярной репликой Яковлева считается его веселое «Требую продолжения банкета!».


Но из своих киноработ сам Яковлев больше всего любит роль Стивы Облонского в экранизации Александра Зархи «Анны Карениной». Актер считает  образ жизнерадостного, очаровательного, располагающего к себе Стивы «стопроцентным попаданием». 


«Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть»


Эта роль стала для Юрия Васильевича воплощением русского характера. Актер «был влюблен» в Облонского, «такого живого, полнокровного, такого настоящего».


Юрий Яковлев


«Я играю совершенно разные роли. Они просто связаны общим моим отношением к людям. Моим мировоззрением…»


Все это время Юрий Яковлев не перестает играть в театре. На его счету более полсотни ролей, среди которых: Трилецкий в «Пьесе без названия» и Сорин в «Чайке» (А. Чехов), Глумов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Дудукин в постановке «Без вины виноватые» (А. Островский), Панталоне в пьесе «Принцесса Турандот» (К. Гоцци), Казанова в «Трех возрастах Казановы» (по пьесам Цветаевой) и многие, многие другие. В некоторых спектаклях Яковлев должен был петь, и все поражались, какой чудный голос был у актера. 


Юрий Яковлев жил театром. Сцена была для него панацеей от всех бед и невзгод, будь то ссоры с родными, болезни или просто плохое настроение.


«И вот остаются полторы-две минуты, и я иду на сцену — и все напрочь улетучивается, все плохое настроение. Я сразу в том настроении, которое мне необходимо для этой роли, для этого спектакля»


Своим главным орудием Яковлев считал интуицию. Он всегда прислушивался к шестому чувству, при работе над любыми образами и с любыми режиссерами. Иногда бывало, что режиссеры хотели одного, а интуиция твердила что-то совершенно иное. Актер тихо соглашался и делал все-равно по-своему. И, как правило, это получалось лучше, чем было задумано.


«Не было случая, чтобы меня обманула моя интуиция, без которой я творчество себе не мыслю»


Юрий Яковлев


30 ноября 2013 года Юрий Васильевич Яковлев скончался в московской больнице от сердечного приступа (другая версия — отек легких). Его доставили в больницу в обморочном состоянии и перед смертью он так и не пришел в себя. С любимым актером прощались не только семья Яковлева (а у него трое детей от трех браков и четверо внуков) и труппа Театра им. Евгения Вахтангова, но и вся страна сожалела об утрате этого замечательного и такого настоящего человека.

Похоронен Юрий Васильевич Яковлев на Новодевичьем кладбище.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Мастер детективной интриги. Джеймс Чейз
Не буди лихо ("Мумия" реж. Алекс Куртцман)
Дыхание жизни ("Вечность" реж. Чан Ань Хунг)
Маленький народ великого разума. Джон Толкин
«Vivaldi. Ассоциации» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской
Исаакиевский собор. Памятник, музей или храм?
СКОРОЧТЕНИЕ - необходимая жизненная потребность великих.
Книга, с которой все началось. «Хоббит, или туда и обратно» Джона Рональда Руэла Толкина
Актуальные стрижки и укладки осень-2015
Валерий Соловей. Лекция "В начале эпохи перемен"