Партнеры Живи добром

67-й Берлинский кинофестиваль. "Вечеринка", реж. Салли Поттер и "След зверя", реж. Агнешка Холланд


"Вечеринка"

"Вечеринка", режиссер Салли Поттер


В одной лондонской квартире собираются вместе 7 персонажей  в исполнении замечательных актеров, чтобы отметить назначение Джанет (Кристин Скотт Томас) на пост министра (неизвестно какого министерства). Салли Поттер, режиссер и сценарист фильма, постепенно заполняет пространство актерами первой величины, а потом подбрасывает им проблему за проблемой. А зритель с удовольствием наблюдает, что же из этого вышло. Вышло очень смешно, интересно и динамично.

Фильм абсолютно театральный – классические единства действия, времени и места соблюдены. Поэтому вопрос о переносе «Вечеринки» на сцену был задан журналистами одним из первых. Салли Поттер подчеркнула, что сценарий писался исключительно для фильма и фильмом и останется. Хотя актеры с таким удовольствием провели время на съемочной площадке, что наверняка, не прочь разыграть историю хотя бы еще раз. Артисты признались, что поработать в такой компании – сплошное счастье, а Бруно Ганц, вообще исполнил свою мечту – показал немцев на экране такими, какими они на самом деле являются, то есть добрыми и милыми. «Party» - это не только вечеринка, но еще и партия, в том числе и политическая. «Вечеринка» определенно получилась с политическим подтекстом. Английский профессор Билл (Тимоти Сполл) уходит от своей жены Джанет, ставшей министром, немец Готтфрид их успокаивает, ирландец Том (Киллиан Мерфи), муж общей подруги, нюхает кокаин в туалете и угрожает пистолетом. Брекзит застал съемочную группу на второй неделе съемок. Добавьте к интернациональной команде персонажей и актеров русского оператора Алексея Родионова, который по выражению режиссера «привнес в картину традиции русского классического кино».

Журналисты сравнили картину с глотком хорошего бренди, с восхитительным коктейлем. «Комедия трагических пропорций» действительно смотрится очень легко по сравнению с остальными участниками конкурсной программы. Билл большой поклонник хорошей музыки и постоянно ставит в проигрыватель новую пластинку, поэтому саундтрек у «Вечеринки» получился очень разнообразный и интересный. Жаль, что издание всех композиций, прозвучавших в картине, отдельным диском не планируется.


"След зверя"


«След зверя», режиссер Агнешка Холланд


В картине прославленного польского режиссера Агеншки Холланд политики нет. «След зверя» посвящен проблеме защиты животных.

Фильм своего рода плакат, лозунг – все персонажи окрашены либо черным, либо белым цветом, оттенков здесь нет. Охота в этом фильме только убийство, охотники только жестокие убийцы, мэр и полиция – продажные свиньи, священник – узколобый фанатик. Для них все в мире создано для человека, человек – царь зверей, охота – способ лишний раз доказать свое превосходство над животными. Для тихой старушки пани Душейко животный мир не отделим от мира человека. Она живет одна на окарине леса с двумя собаками и вынуждена с ужасом наблюдать за жестокой охотой не в силах ничего изменить. Однажды у женщины пропадают собаки, после этого случая при странных обстоятельствах погибают охотники-живодеры. Погибают так, как будто это природа сама сводит с ними счеты.

Природа в фильме важный действующий элемент. Действие картины охватывает год, поэтому мы увидим и заснеженные поля, и весеннюю распутицу, и летний лес. Холланд покажет нам и крошечных жучков с красивыми латинскими именами и больших оленей с огромными напуганными глазами. Животный мир постоянно наблюдает за происходящим, выглядывает из-за деревьев, кустов, доверчиво выходит к человеку. До последнего момента складывается впечатление, что животные действительно мстят своим обидчикам.

Пани Душейко представляет интересы животного мира в мире людей. Она центр всего доброго и настоящего в картине, к ней стягиваются все положительные персонажи. Душейко работает в местной школе учителем английского языка на полставки, и ее очень любят дети. За них тоже идет своего рода борьба. Местный священник устраивает совершенно дикий католический праздник, где дети поют песни о жестокой охоте и готовятся к представлению в масках животных. Этот эпизод становится последней каплей для Душейко.  Она не хочет, чтобы дети жили в мире, где живое существо ничего не значит. Для посторонних людей такое трепетное отношение старушки к животным кажется странным и порой смешным, но пани Душейко не только живет рядом с лесом, но и серьезно увлекается астрологией и эзотерикой, поэтому для нее все живые существа равнозначны, она верит в бессмертие души в более широком смысле слова, чем местный священник. И разве тот, кто по-скотски относится к животным, не также относится к людям?

Агнешка Холланд сделала криминальный детектив о трудной судьбе маленького человека, о том, что добро должно быть с кулаками. Но как добру выйти победителем из этой вечной схватки, как Дон Кихоту не быть затоптанным свиньями? Этот вопрос остается открытым. В финале картины сцены из счастливой жизни Душейко со своими друзьями исчезают как мираж в жаркий летний день.

 

Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Снежная королева Кароль Буке
Премьера оперетты «Летучая мышь» на большой сцене НОВАТа
Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбийский маг
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Валентин Черных: «Простите за известность»
"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
«Бесстрашная леди»
О том как "Бродячая собака" ушла в историю
Николай Петрович Шереметев: «Бог сохраняет все»
Борец против невежества