Анатолий Папанов. Комик или не комик, вот в чем вопрос…Шекспир посвятил своего художественного гения раскрытию героической сущности персонажей и отражению нравственных идей через призму собственных произведений. Извечный вопрос Гамлета: «Быть или не быть?» и по сей день ставит в тупик. Поклонники актера советского театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова задаются схожим вопросом. В действительности ли народному артисту СССР присуща репутация комика? Попробуем в этом разобраться… Родился Анатолий Дмитриевич в городе Вязьме (Смоленская область) 31 октября 1922 года. Его родители Папановы Дмитрий Филиппович и Елена Бориславовна – люди рабочей профессии, сумели развить в своем сыне твердый характер и силу духа. В конце 1920-х годов семье удалось перебраться в столицу, в советскую Москву. Не уступая трудностям жизни и доверяя своему внутреннему чутью, в 14 лет Анатолий Папанов поступил в школьный драмкружок, но уже в 1939 году, окончив школу, стал работать литейщиком в ремонтных мастерских второго Московского Шарикоподшипникового завода. Таким образом, он решил пойти по стопам отца, усомнившись, что его мечта – актерская деятельность – может принести какие-то благоприятные результаты. Но все-таки стал играть в театральной студии «Каучук», организованной сотрудниками.
Именно тогда, выступая на творческих вечерах и самодельных постановках в задушевной компании друзей и товарищей, Анатолий Дмитриевич понял свое призвание. Но поступить в университет ему помешала Великая Отечественная война. Он служил в звании старшего сержанта, командовал взводом зенитной артиллерии Юго-Западного фронта, проверив на себе всю тягостность военного времени. После серьезного ранения в ногу его командировали обратно в Москву, где он, прихрамывая, но с упорством и желанием решил взять новую высоту – подал документы в Государственный Институт Театрального Искусства им. Анатолия Васильевича Луначарского. Успешно пройдя все испытания студенческой жизни, Анатолий Папанов сдал выпускной экзамен, сыграв в спектакле «Дети Ванюшина» в роле Константина, а также в роле старика в «Дон Хиль – Зеленые штаны» в комедии Тирсо де Молино. После окончания университета его пригласили сразу в три Московских театра: Малый Драматический, театр Вахтангова и Московский Художественный Академический Театр (МХАТ). От этих предложений он отказался, отдав свое сердце Театру Сатиры, в котором прослужил, в общей сложности, 40 лет. Получив бесценный опыт в постановках театра, актер уже в 1947 году самостоятельно ставит спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького. Сатирические роли удаются ему с непревзойденной легкостью как на театральной сцене, так и в кино. Живо, остро и правдиво изображает Папанов своих персонажей; обнажает их душу и мысли, высвобождая действительность яркими фразами и жестами, подчеркивая сатирой человеческую грубость и пошлость. Среди многообразия персонажей самыми запоминающимися ролями стали: «Ревизор» (городничий), «Мистерия-Буф», «У времени в плену», Боксер в пьесе Назыма Хикмета «Дамоклов меч», Гаев из «Вишневого сада», матрос из постановки «Вас вызывает Таймыр», Фамусов в «Горе от ума», Шубин из «Маленьких комедий большого дома», Бродский из «Интервенции», полюбился также Василий Теркин из спектакля «Теркин на том свете».
Константин Симонов, автор романа «Живые и Мертвые», увидел в Папанове своего главного героя, генерал-майора Фёдора Фёдоровича Серпилина. С этой роли его реноме комедианта полностью растворилось. Характерная внешность, добрые, полные справедливости глаза всегда просматривались сквозь его игру: беспощадный отец-эгоист, бросивший свою семью в трудные военные годы в фильме «Родной крови», или скульптор Николай Васильевич, художник, преодолевающий творческий кризис, в киноленте «Приходите завтра». Смотря его фильмами, принимаешь сторону именно тех, персонажей, которых показывает нам Анатолий Папанов. Последней и немаловажной ролью в актерской карьере заслуженного артиста Советского Союза по праву считается игра в фильме «Холодное лето 53». Кинолента о трагической жизни ссыльных граждан советской России. Роль Старобогатова по кличке «Копалыч», человека, который никому не может рассказать собственную судьбу и открыть душу под страхом быть обличенным или убитым, лишь перед смертью может освободиться от оков, навязанных государством и вздохнуть свободно. Не покинув вовремя европейскую страну, русский инженер был оклеветан врагом народа и назван «английским шпионом». Перестает Копалыч бояться за свою жизнь лишь после известия о кончине Берия и захвата его родной деревни уголовниками, бежавшими после амнистии. О своей жизни этот человек не задумывается, как и его товарищ, Сергей Басаргин («Лузга»), бывший капитан полковой разведки, осужденный за измену. Ведь ему удалось бежать из плена. Все ценности жизни пролетают перед глазами, когда представляешь судьбу этого героя; ему так и не удалось увидеть свою семью, которая в неизвестности о нем пребывала последние 14 лет. Сыграв смерть в последнем фильме, Анатолий Дмитриевич уходит из жизни в 1987 году.
Остается вопрос: комик или не комик Анатолий Дмитриевич Папанов? Здесь подойдут слова великого режиссера Альфреда Хичкока: «Кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное». В этом читается определяющая мысль, ведь кино, как и любая деятельность, в которой необходимо сыграть и показать зрителю то, что он не видит, можно разными способами. Но, самое главное, сделать это весело. Шекспир нам показывал душераздирающие сцены в трагедии «Гамлет», в комедии «Сон в летнюю ночь» через изображение интенсивности внутренней жизни героя. Они трогают своей искренностью и открытость. Анатолию Папанову повезло изобразить все это через собственную игру. Непросто было исполнять разносторонних людей и их жизни, но к этому он всегда подходил с уважением, юмором и своей широкой душой, вмещающей положительную энергетику и силу. Любимым выражением Анатолия Папанова было «Не наиграешь – не сыграешь». Поэтому его характеризуют как гениального актера, столь же разностороннего как сама жизнь.
Елена Зверева
|
Рекомендуем |