Партнеры Живи добром

Анатолий Папанов. Комик или не комик, вот в чем вопрос…

Шекспир посвятил своего художественного гения раскрытию героической сущности персонажей и отражению нравственных идей через призму собственных произведений. Извечный вопрос Гамлета: «Быть или не быть?» и по сей день ставит в тупик. Поклонники актера советского театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова задаются схожим вопросом. В действительности ли народному артисту СССР присуща репутация комика? Попробуем в этом разобраться…

Родился Анатолий Дмитриевич в городе Вязьме (Смоленская область) 31 октября 1922 года. Его родители Папановы Дмитрий Филиппович и Елена Бориславовна – люди рабочей профессии, сумели развить в своем сыне твердый характер и силу духа. В конце 1920-х годов семье удалось перебраться в столицу, в советскую Москву. Не уступая трудностям жизни и доверяя своему внутреннему чутью, в 14 лет Анатолий Папанов поступил в школьный драмкружок, но уже в 1939 году, окончив школу, стал работать литейщиком в ремонтных мастерских второго Московского Шарикоподшипникового завода. Таким образом, он решил пойти по стопам отца, усомнившись, что его мечта – актерская деятельность – может принести какие-то благоприятные результаты. Но все-таки стал играть в театральной студии «Каучук», организованной сотрудниками.

Анатолий Папанов

Именно тогда, выступая на творческих вечерах и самодельных постановках в задушевной компании друзей и товарищей, Анатолий Дмитриевич понял свое призвание. Но поступить в университет ему помешала Великая Отечественная война. Он служил в звании старшего сержанта, командовал взводом зенитной артиллерии Юго-Западного фронта, проверив на себе всю тягостность военного времени. После серьезного ранения в ногу его командировали обратно в Москву, где он, прихрамывая, но с упорством и желанием решил взять новую высоту – подал документы в Государственный Институт Театрального Искусства им. Анатолия Васильевича Луначарского. Успешно пройдя все испытания студенческой жизни, Анатолий Папанов сдал выпускной экзамен, сыграв в спектакле «Дети Ванюшина» в роле Константина, а также в роле старика в «Дон Хиль – Зеленые штаны» в комедии Тирсо де Молино.

После окончания университета его пригласили сразу в три Московских театра: Малый Драматический, театр Вахтангова и Московский Художественный Академический Театр (МХАТ). От этих предложений он отказался, отдав свое сердце Театру Сатиры, в котором прослужил, в общей сложности, 40 лет. Получив бесценный опыт в постановках театра, актер уже в 1947 году самостоятельно ставит спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Сатирические роли удаются ему с непревзойденной легкостью как на театральной сцене, так и в кино. Живо, остро и правдиво изображает Папанов своих персонажей; обнажает их душу и мысли, высвобождая действительность яркими фразами и жестами, подчеркивая сатирой человеческую грубость и пошлость. Среди многообразия персонажей самыми запоминающимися ролями стали: «Ревизор» (городничий), «Мистерия-Буф», «У времени в плену», Боксер в пьесе Назыма Хикмета «Дамоклов меч», Гаев из «Вишневого сада», матрос из постановки «Вас вызывает Таймыр», Фамусов в «Горе от ума», Шубин из «Маленьких комедий большого дома», Бродский из «Интервенции», полюбился также Василий Теркин из спектакля «Теркин на том свете».

Анатолий Папанов

Константин Симонов, автор романа «Живые и Мертвые», увидел в Папанове своего главного героя, генерал-майора Фёдора Фёдоровича Серпилина. С этой роли его реноме комедианта полностью растворилось. Характерная внешность, добрые, полные справедливости глаза всегда просматривались сквозь его игру: беспощадный отец-эгоист, бросивший свою семью в трудные военные годы в фильме «Родной крови», или скульптор Николай Васильевич, художник, преодолевающий творческий кризис, в киноленте «Приходите завтра». Смотря его фильмами, принимаешь сторону именно тех, персонажей, которых показывает нам Анатолий Папанов.

Последней и немаловажной ролью в актерской карьере заслуженного артиста Советского Союза по праву считается игра в фильме «Холодное лето 53». Кинолента о трагической жизни ссыльных граждан советской России. Роль Старобогатова по кличке «Копалыч», человека, который никому не может рассказать собственную судьбу и открыть душу под страхом быть обличенным или убитым, лишь перед смертью может освободиться от оков, навязанных государством и вздохнуть свободно. Не покинув вовремя европейскую страну, русский инженер был оклеветан врагом народа и назван «английским шпионом». Перестает Копалыч бояться за свою жизнь лишь после известия о кончине Берия и захвата его родной деревни уголовниками, бежавшими после амнистии. О своей жизни этот человек не задумывается, как и его товарищ, Сергей Басаргин («Лузга»), бывший капитан полковой разведки, осужденный за измену. Ведь ему удалось бежать из плена. Все ценности жизни пролетают перед глазами, когда представляешь судьбу этого героя; ему так и не удалось увидеть свою семью, которая в неизвестности о нем пребывала последние 14 лет. Сыграв смерть в последнем фильме, Анатолий Дмитриевич уходит из жизни в 1987 году.

Анатолий Папанов

Остается вопрос: комик или не комик Анатолий Дмитриевич Папанов? Здесь подойдут слова великого режиссера Альфреда Хичкока: «Кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное». В этом читается определяющая мысль, ведь кино, как и любая деятельность, в которой необходимо сыграть и показать зрителю то, что он не видит, можно разными способами. Но, самое главное, сделать это весело. Шекспир нам показывал душераздирающие сцены в трагедии «Гамлет», в комедии «Сон в летнюю ночь» через изображение интенсивности внутренней жизни героя. Они трогают своей искренностью и открытость. Анатолию Папанову повезло изобразить все это через собственную игру. Непросто было исполнять разносторонних людей и их жизни, но к этому он всегда подходил с уважением, юмором и своей широкой душой, вмещающей положительную энергетику и силу. 

Любимым выражением Анатолия Папанова было «Не наиграешь – не сыграешь». Поэтому его характеризуют как гениального актера, столь же разностороннего как сама жизнь.


Елена Зверева




 

Рекомендуем

Великая Ульяна Лопаткина
«Последний срок» на сцене театра имени Ф.Волкова
Святослав Бэлза. Судьба помогает волящему
Новогодняя шарада – Семён Фарада!
Мемориальный кабинет Н.К. Рериха
Тысяча и один Ральф ("Ральф против интернета" реж. Рич Мур, Фил Джонстон)
Первая встреча библиофильского клуба «Зеленая лампа»
Кино. Классика. "Благословите женщину"
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
Шокирующая правда о жизни Жерара Депардье