Партнеры Живи добром

BLICK'16: "Звук Родины - Германия поет!" реж. Арне Биркеншток, Ян Тенгелер


музыкант Хейден Чизхольм (в середине)


Документальный фильм Арне Биркенштока и Яна Тенгелера «Звук Родины – Германия поет!» был показан в рамках фестиваля «BLICK’16. Музыка в кино» 5 ноября. Главный герой картины музыкант-мультиинструменталист Хейден Чизхольм путешествует по Германии, общается с интересными людьми, любуется пейзажами, слушает красивейшие народные песни и поет сам. Хейден родился на другом конце планеты в Новой Зеландии, учился музыке в Германии и путешествовал по всему миру, изучая народную музыку разных стран. Постранствовав, музыкант вернулся в Германию, и понял, что как раз немецкий музыкальный фольклор он знает меньше всего. Затем он встречает Биркенштока и Тенгелера (или они его) и отправляется изучать звуки своей второй Родины.

Начинается путешествие в Кёльне, городе, который наполнен музыкой, и где живут режиссеры картины (а Арне Биркеншток еще и уроженец Кёльна), в небольшой пивной, где люди из соседних домов собираются и поют народные песни в дружной компании под кружку пива. Постоянные посетители с гордостью заявляют о необычной атмосфере, которую создают старые знакомые песни. Конечно же, никто не думает о том, как лучше спеть, как попасть во все ноты. «Пой, а пара правильных нот точно залетит» - замечает один из посетителей. «Самое большое разнообразие традиционной музыки мы обнаружили в Кёльне и в Баварии», - говорит Арне Биркеншток. Разнообразие действительно поражает. Только зритель расслабился под распевы захмелевших посетителей пивной (исполняли что-то похожее по содержанию и душевности на нашу «На Заречной улице»), как ему уже показывают молодежь в балахонах на фоне граффити, которая тоже поет народные немецкие песни, но с соответствующей их имиджу подачей и аранжировкой, и это тоже прекрасно.

Если быть более точным, то открывается фильм сценой, в которой хормейстер, разрушая четвертую стену, призывает зрителей в зале подпевать. Вот с этого и стоит начать просмотр – справиться со стеснением и подпевать (даже если не знаете текст). Об этом потом говорят и в кёльнском баре, и в автобусе с гастролирующим хором, и на уроках йодля в Альпах. Говорят еще и в том смысле, что Германия тоже должна начать снова петь. Стоит заметить, что народная музыка в Германии стала снова популярна только недавно. Ян Тенгелер рассказал, что финансирование для фильма было очень трудно найти, так как никто из продюсеров просто не верил в то, что эта тема будет хоть кому-то интересна. Стоило режиссерам фильма углубиться в материал, как оказалось, что в стране наблюдается настоящее возрождение народной музыки, и что она востребована и популярна в первую очередь у молодежи, так как молодым людям гораздо проще воспринимать народные мелодии вне исторического контекста. В чем же причина такого отношения немцев к своим родным песням? Об этом вам расскажет седобородый капитан с прекрасным голосом и пожилой бандонеонист Руди Фодель. Они расскажут, что нацисты слишком часто использовали народные песни для пропаганды, и после падения режима никому уже не хотелось исполнять песни, которые стали прочно с ним ассоциироваться. Еще Руди Фодель вспомнить, как во времена ГДР были запрещены многие песни только потому, что в них упоминался бог или король, а надо было, чтобы упоминались комбайны и колхозы. Капитан расскажет, как стыдно ему стало, когда он не смог вспомнить ни одной немецкой народной песни на концерте в Ирландии. А еще Хейден Чизхольм встретится в Бухенвальде с бывшим узником концлагеря господином Коздоном. Оказывается, коменданты лагерей любили послушать хор после поверки, и лагерники после 16-ти часового рабочего дня долго старались угодить надзирателям своим пением. Некоторые песни были написаны специально для лагерей, но преимущественно репертуар состоял из народных песен. А когда бежавшего узника ловили, то заключенных заставляли исполнять известную песню 19 века «Все птички прилетели». Конечно, после такого использования песни, ее никто больше не захочет петь. Музыка стала жертвой политики. Но сейчас, благодаря Руди Фоделю, группам «Bobo and Herzfeld», «Antistadl» и всем тем, кто повстречался странствующему новозеландцу в этом музыкальном «роуд-муви», ситуация меняется.

После показа Арне Биркеншток (аккордеон) и Ян Тенгелер (контрабас) устроили небольшой концерт, и то, что зрители усвоили из фильма в теории, можно было применить на практике, то есть спеть.

 

"Звук Родины - Германия поет!"


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

К юбилею оркестра «Таврический». Интервью Михаила Голикова
Счастливый билет в музей «Кижи»
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
Фестиваль уличного кино в Санкт-Петербурге
Уильям Фолкнер: «Я отказываюсь верить в вырождение человека»
Луис Генри Салливан – человек, построивший первый небоскреб
Благородная миссия: почему важны коллекционеры
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
«Никогда не встречал монстра или чуда больше, чем я сам» Мишель Монтень
Незабытое наследие Эммануила Казакевича