Партнеры Живи добром

XVIII New British Film Festival. "Божья земля"


"Божья земля"


Картина Фрэнсиса Ли «Божья земля» (God's own country), казалось бы, в первую очередь раскрывает столь популярную в последнее время тему однополой любви. Интерес к  подобному сюжету не удивителен. Запретный плод сладок, но нападки общества страшны, а потому бедные влюбленные вынужденны прятать свою любовь, храня ее как драгоценное сокровище. И все же последнее тенденции выносят проблемы гомосексуальных отношений из плоскости общественного порицания в совершенно другие материи. Это вполне удачно произошло в случае с блистательной работой Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем», и точно так же Френсис Ли попытался обыграть эту тему совсем с другого ракурса, чем, вероятно, заслужил достаточно высокую оценку критиков.

Картина раскрывает перед зрителем историю любви двух самых простых людей. Главный герой фильма - обычный паренек с йоркширкской фермы Джонни, который пасет коров, разгребает навоз и по вечерам напивается в баре, отчего каждое утро встречает в обнимку с фаянсовым другом. Собственно, это то, с чего начинается фильм — кого-то тошнит в туалете. Затем зрителю еще неоднократно покажут сцены отправления естественных нужд, любовной возни в грязи и родов домашнего скота. Одним словом, сплошной натурализм. Возвращаясь к сюжету, наш Джонни гей, но истинной любви не испытывал. Радует то, что парня никто не осуждает за его выбор и даже бабушка, не вполне довольная сексуальными предпочтениями внука, слишком активно не протестует. Сюжет закручивается тогда, когда в глухую провинциальную жизнь английской фермы внезапным порывом южного ветерка врывается румынский иммигрант Георгио. Дальше по сценарию «Горбатой горы» страсти развиваются стремительно, заботливо устроенные удачными обстоятельствами: пара поселяется в лачужке на время выгона скота. О дальнейшем развитии событий говорить не нужно, к тому же, здесь главное не «что», а «как».

Основной эпитет, который можно применить к этому фильму - «натуралистично». Все здесь подчеркнуто «так, как оно есть на самом деле», без прикрас и высокодуховных измышлений. Режиссеру действительно следует отдать должное за то, что он встал в авангарде гиперреалистического течения в кинематографе. Его работа показывает настоящую, «некиношную» жизнь, во всей ее правде и красоте. Да, говорит он, если вы фермер, вам придется свежевать ягнят и вывозить навоз, если вы много пьете вас будет тошнить, а если с близким родственником случился инсульт, вам придется мыть его немощное парализованное тело. Фильм как бы хочет показать, что несмотря на всю суровость, действительность прекрасна, стоит только бросить взгляд на сказочно-туманные виды пейзажей Йоркшира. А еще в этой обычной жизни есть место смешной и немножко неловкой романтике, когда один брутальный мужчина заботливо готовит романтический ужин для другого. Ужин в составе макарон и газировки, но все же...

Высокая степень натурализма может отталкивать, некоторые сцены и вовсе могут показаться неприемлемыми для зрителя, который не привык иметь дела со столь откровенными проявлениями однополой любви, и все же картину нельзя назвать чем-то выходящим за рамки высокой эстетики. Пожалуй, работа Фрэнсиса Ли может найти своего зрителя, того, кто сумеет за неприкрытой и порой жестокой повседневностью увидеть романтику, красоту и искренность, которым есть место в нашей жизни.


"Божья земля"


Мария Головина



 

Рекомендуем

"Привет, красотка!"
PRIME PREVIEW ART MOSCOW 2013
Несравненные музыканты играют Брамса
Музей «Кижи» приглашает молодожёнов на праздник «Старый город. Зима»
Звёздный бизнес
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Фестиваль открылся! Положено начало ХХ фестивалю N.I.C.E. в Москве
Меланхоличная семерка: Italian Best Shorts-3 в рамках юбилейного RIFF
«Эффект» Джона Грина
"Ночь в музее" в Реставрационном центре им. И.Грабаря