Партнеры Живи добром

XVIII New British Film Festival. "Божья земля"


"Божья земля"


Картина Фрэнсиса Ли «Божья земля» (God's own country), казалось бы, в первую очередь раскрывает столь популярную в последнее время тему однополой любви. Интерес к  подобному сюжету не удивителен. Запретный плод сладок, но нападки общества страшны, а потому бедные влюбленные вынужденны прятать свою любовь, храня ее как драгоценное сокровище. И все же последнее тенденции выносят проблемы гомосексуальных отношений из плоскости общественного порицания в совершенно другие материи. Это вполне удачно произошло в случае с блистательной работой Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем», и точно так же Френсис Ли попытался обыграть эту тему совсем с другого ракурса, чем, вероятно, заслужил достаточно высокую оценку критиков.

Картина раскрывает перед зрителем историю любви двух самых простых людей. Главный герой фильма - обычный паренек с йоркширкской фермы Джонни, который пасет коров, разгребает навоз и по вечерам напивается в баре, отчего каждое утро встречает в обнимку с фаянсовым другом. Собственно, это то, с чего начинается фильм — кого-то тошнит в туалете. Затем зрителю еще неоднократно покажут сцены отправления естественных нужд, любовной возни в грязи и родов домашнего скота. Одним словом, сплошной натурализм. Возвращаясь к сюжету, наш Джонни гей, но истинной любви не испытывал. Радует то, что парня никто не осуждает за его выбор и даже бабушка, не вполне довольная сексуальными предпочтениями внука, слишком активно не протестует. Сюжет закручивается тогда, когда в глухую провинциальную жизнь английской фермы внезапным порывом южного ветерка врывается румынский иммигрант Георгио. Дальше по сценарию «Горбатой горы» страсти развиваются стремительно, заботливо устроенные удачными обстоятельствами: пара поселяется в лачужке на время выгона скота. О дальнейшем развитии событий говорить не нужно, к тому же, здесь главное не «что», а «как».

Основной эпитет, который можно применить к этому фильму - «натуралистично». Все здесь подчеркнуто «так, как оно есть на самом деле», без прикрас и высокодуховных измышлений. Режиссеру действительно следует отдать должное за то, что он встал в авангарде гиперреалистического течения в кинематографе. Его работа показывает настоящую, «некиношную» жизнь, во всей ее правде и красоте. Да, говорит он, если вы фермер, вам придется свежевать ягнят и вывозить навоз, если вы много пьете вас будет тошнить, а если с близким родственником случился инсульт, вам придется мыть его немощное парализованное тело. Фильм как бы хочет показать, что несмотря на всю суровость, действительность прекрасна, стоит только бросить взгляд на сказочно-туманные виды пейзажей Йоркшира. А еще в этой обычной жизни есть место смешной и немножко неловкой романтике, когда один брутальный мужчина заботливо готовит романтический ужин для другого. Ужин в составе макарон и газировки, но все же...

Высокая степень натурализма может отталкивать, некоторые сцены и вовсе могут показаться неприемлемыми для зрителя, который не привык иметь дела со столь откровенными проявлениями однополой любви, и все же картину нельзя назвать чем-то выходящим за рамки высокой эстетики. Пожалуй, работа Фрэнсиса Ли может найти своего зрителя, того, кто сумеет за неприкрытой и порой жестокой повседневностью увидеть романтику, красоту и искренность, которым есть место в нашей жизни.


"Божья земля"


Мария Головина



 

Рекомендуем

Тест Роршаха в поп-культуре
Жестокие игры ("Идеальные незнакомцы" реж. Паоло Дженовезе)
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели
Татьяна Догилева. Света из «Покровских ворот»
Дни Берлинского кино в Москве
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Календарь музейных праздников – 2019
Санкт-Петербург. На круги своя
Тэдзука Осаму. Большой японский жук
Про рок в своем отечестве. Документальный мюзикл Евгения Григорьева