Что нужно знать о фильме «Грех»
Фильм – продукт совместного российско-итальянского производства, он полностью снят на итальянском языке и с итальянскими актёрами. Съёмки картины велись в Риме и его окрестностях, во Флоренции и Тоскане, а также в городе Каррара, известном своим мрамором и каменоломнями. «Грех» рассказывает о коротком отрезке жизни великого скульптора, художника, поэта и архитектора эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. Кончаловский выбрал тот период, когда он только закончил работу над фресками Сикстинской капеллы в Риме (1512) и приступил к созданию скульптур для надгробия папы Юлия II (1513), а также начал работать над эскизами фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1514). Ни упомянутое надгробие, ни фасад, кстати, так и не были завершены в том виде, в каком задумывались. Микеланджело в фильме показан совершенно неожиданно и непривычно. Вы увидите не великого гения и титана Возрождения, а живого, слабого и мелочного человека, совершающего нелицеприятные поступки. Человека, постоянно говорящего о деньгах и зависимого от них. И при этом всё равно гениального – в фильме его часто называют «Il Divino» - «божественный».
Режиссёр в интервью не даёт ответа на вопрос о том, какой грех Микеланджело в фильме он сам считает главным. Это каждый зритель должен понять для себя сам. Изначально картину планировалось назвать по-другому. Было два варианта: «Монстр» и «Сны мрамора». «Монстр» – это прозвище огромной глыбы мрамора, которая становится центральным образом всего фильма. От этого названия отказались после того, как продюсер картины Эльда Ферри сказала, что так зритель будет думать, что перед ним очередной хоррор. Идея второго названия возникла у Кончаловского после прочтения знаменитого четверостишия Микеланджело, сочиненного им в ответ на строки поэта Джованни Строцци. Это стихотворение написано от лица знаменитой статуи «Ночь» в гробнице Медичи и, наверное, больше всего известно в переводе Фёдора Тютчева:
Молчи, прошу, не смей меня будить.
Музыку к фильму создал великий кинокомпозитор Эдуард Артемьев, работавший над лучшими фильмами Тарковского, Кончаловского и Михалкова. Специально для фильма художник-постановщик Маурицио Сабатини со своей командой создали копию Сикстинской капеллы в натуральную величину. Также Кончаловскому и его съемочной группе разрешили временно засыпать землёй одну из флорентийских площадей для воссоздания того, как она выглядела в XVI веке.
Сам Кончаловский не считает «Грех» историческим фильмом и говорит, что «также сложно сделать картину, по сути, о современном человеке, также как и о человеке XVI века, и III века, и II века до нашей эры». У картины Кончаловского, строго говоря, нет начала и конца. Потому что «Грех» - не типовой и стандартный байопик, а настоящее авторское кино. И его можно поставить в один ряд с лучшими нетипичными картинами о художниках последних лет – фильмами «Уильям Тёрнер» (2014) Майка Ли и «Ван Гог. На пороге вечности» (2017) Джулиана Шнабеля. Эпизодическую роль в фильме исполнила жена и муза режиссёра актриса Юлия Высоцкая. Но её роль без слов и почти статична, так что зрителю нужно быть крайне внимательным, чтобы не пропустить её появление. «Грех» содержит в себе несколько очень заметных и важных смысловых параллелей с другим кинопроизведением об отношении гениального художника с его эпохой – «Андреем Рублёвым» (1964) Тарковского, к которому Кончаловский писал сценарий. Как сам он говорит в интервью, художник занимается тем, что создает прекрасное из ничтожного. И в фильме ему интереснее всего было попробовать показать, на каком фоне, из какой среды возникли гениальные произведения Микеланджело.
В фильме много непрофессиональных актёров. Например, исполнитель главной роли Альберто Тестоне никогда специально не учился актёрскому мастерству. Кастинг шёл на протяжении нескольких месяцев, искали людей со сломанным носом (так как у Микеланджело нос был сломан с юности). Тестоне был выбран из нескольких претендентов из-за удивительного портретного сходства со своим героем, а также из-за схожего с ним темперамента.
Как сообщает один из главных биографов Микеланджело Джорджо Вазари, перед смертью он сказал: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Фильм Кончаловского, который при подготовке к съемкам наверняка читал Вазари, можно счесть прямой иллюстрацией этой фразы.
Иван Цуркан |
Рекомендуем |