Партнеры Живи добром

Абрамцево – очаг русской культуры


Существуют места, очаровывающие тебя своими изысками, будь то неожиданные экстерьерные и интерьерные решения, богатство декора или просто запоминающийся вид на природу. А есть такие уголки, которые привлекают настроением, куда хочется возвращаться снова и снова, чтобы зарядиться новыми силами и эмоциями. 

«Абрамцево» притягивает не роскошью архитектуры, а энергетикой творческого духа», - делятся сотрудники музея.

Абрамцево

Ведь о творчестве тут знаю не понаслышке. Музей-заповедник пережил уникальный расцвет в XIX веке, став тогда одним из центров культурной жизни всей страны и закрепил лидирующие позиции в XX. Атмосфера художественной свободы и тяги к созданию нового царит здесь и по сей день.

На страницах истории усадьба появляется впервые в XVI веке и фигурирует как владение помещика Волынского. Документы 1580-х годов называют местность и прилегающую деревню Мутовка «Обрамково», от древнерусского слова «обрамок» - часть открытого пространства, окруженного или «обрамленного» лесом и речкой. Дальнейшая судьба поместья во время Смуты и первых лет правления Романовых остается неизвестной. Век спустя, в начале 1700-х годов, Обрамково, превратившись в Абрамково, перешло к Федору Головину, государственному деятелю времен Петра I. Как раз тогда начал складываться архитектурный ансамбль усадьбы, дошедший до наших дней. XVIII век не стал удачным для поместья, особого дохода оно не приносило, сменив много хозяев, пока в 1843 году его не купил Сергей Тимофеевич Аксаков. 

«Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», - писал он сыну Ивану.

Абрамцево

Тишина и покой создали уникальную атмосферу для творчества. Именно здесь Аксаков пишет автобиографические повести под названием «Семейная хроника» и «Аленький цветочек». Часто к нему в гости приезжают Гоголь, Тургенев, Щепкин. После смерти Сергея Тимофеевича Абрамцево опустело на много лет. Возрождением усадьбы, новой вехой в ее жизни стал 1870 год, когда владельцем стал Савва Иванович Мамонтов. И вновь творческие люди летели сюда, как мотыльки на свет. Предприниматель с острой тягой к прекрасному – так в паре слов можно описать Мамонтова. Он вошел в историю, как покровитель русского искусства. С конца 70-х в поместье гостили и создавали свои шедевры Репин, Васнецовы, Серов, Коровин, Нестеров и многие другие. Так, например, усадебный пруд остался запечатленным на полотне Виктора Васнецова «Аленушка», а панораму реки Вори, на которой расположилось Абрамцево, можно увидеть на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Здесь также были написаны «Не ждали», «Девочка с персиками», «Три богатыря». Зарождается Мамонтовский художественный кружок или как его еще называли Абрамцевский. Место буквально пропитывается творческим духом. В «домашней» атмосфере рисовали, ставили спектакли, осуществляли небольшие архитектурные проекты. Абрамцевский кружок дал толчок к формированию «неорусского стиля».

 Начала складываться эстетика могущественной природной красоты, способной преображать все вокруг. Эти воззрения позже станут основой русского модерна. Члены кружка возвращались к ремеслу, они даже создали несколько кустарных мастерских: соляно-резчицкую и керамическую. Главной идеей стало воскрешение поэтической сущности народного промысла, его предназначения украшать повседневность. 

Абрамцево

Так появилась абрамцево-кудринская резьба, сыскавшая широкую славу не только на Родине, но за рубежом, а керамическая мастерская превратилась в Керамико-художественный гончарный завод, изделия которого разбросаны по всей Москве: это и панно «Принцесса Греза» Михаила Врубеля, украсившее фасад гостиницы Метрополь, и фриз Третьяковской галереи, выполненный по рисунку Виктора Васнецова.

Абрамцево превратилось в мощнейший очаг русского искусства, оставивший после себя огромное наследие. И все это теперь доступно каждому, ведь усадьба в 20-е годы превратилась в музей, открытый для посетителей.



Анна Дякина





 

Рекомендуем

Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Пилинг. Время пришло!
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Торжественное открытие памятника Святославу Бэлзе
Марсель Дюшан: «Я не верю в искусство, я верю в художников»
Open-аir Фестиваль «Подмосковные вечера» 6-й сезон, 5 и 6 июля
Нравственный выбор в романах Стендаля
Наш старый добрый «Союзмультфильм»
Истина на дне бокала
38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва