Деньги не пахнут («Трафик», реж. Николас Джареки)
Молодого парня с сумкой подозрительных зеленых таблеток «берут» на заснеженной канадской границе; ради его поимки организована целая полицейская спецоперация; в ход идёт вертолёт. Совсем рядом, в Детройте, штат Мичиган, уже не такой молодой парень по имени Джейк (Арми Хаммер) самостоятельно залезает в багажник машины, чтобы незаметно оказаться в другой части города; за ним могут следить. Мать-одиночка Клер (Эванджелин Лилли) неожиданно теряет единственного сына и пытается разобраться, как же так вышло. Тем временем доктор фармакологии и профессор местного университета Тайрон Брауэр (Гэри Олдман) с помощью своих лаборантов обнаруживает, что новейший препарат кларалон не так уж безвреден. Фармацевтический гигант NORTHLIGHT собирается вот-вот выпустить анальгетик на рынок на смену устаревшим оксикодону и фентанилу, но у подопытных белых мышей он вызывает страшное привыкание, после чего грызуны начинают умирать один за другим.
Собственно, догадаться, как связаны между собой все эти события, не составит особого труда: русское название фильма Николаса Джареки («Порочная страсть», «Информаторы») сразу честно предупреждает про что это кино. Всё герои повязаны круговой порукой и сценарная структура здесь претендует на что-то вроде драматической многофигурной фрески, основанной на реальных событиях. Кажется, только ленивый не сравнил ленту Джареки со знаменитым и почти одноимённым «Траффиком» (2000) Стивена Содерберга, но параллелей здесь и вправду даже больше чем нужно. В обоих случаях наблюдается отборный документальный материал, несколько параллельных сюжетных линий и яркие актёры на первых и вторых ролях. Мало того, даже постеры подозрительно похожи. Однако нынешний «Трафик» (в оригинале — Crisis), хоть и фокусируется на разоблачении лживой фармацевтики, всё же заметно проигрывает оскароносному наркохиту двадцатилетней давности.
В целом это неплохое кино, способное удержать внимание и напряжение — но у него наблюдаются некоторые проблемы с темпоритмом, уровнем эмпатии к героям и сюжетной логикой (например, линии не всех персонажей связаны между собой). А социальный пафос, особенно ближе к концу, немного вязнет в зубах. И главное — так или иначе, всё это мы уже где-то видели, и даже не один раз. Зато кадр как следует укомплектован знакомыми лицами, и это наверное, главное, чем «Трафик» может подкупить. Брутальный Арми Хаммер с очень серьёзным лицом (куда там «Агентам А.Н.К.Л»!) разыгрывает сюжет-многоходовку с внедрением копа в банду наркоторговцев. У него есть страдающая наркозависимостью сестра (Лили Роуз-Депп), которую периодически приходится против её воли доставать из притонов. Но лучшее, что фильм может предложить в этой части — это неплохая финальная перестрелка и наркобарон из Монреаля по кличке «Батя» с демонически-инфернальной внешностью актёра Ги Надона. Собственно, герой Хаммера и должен организовать его сделку с (неожиданно!) армянами, у которых водятся большие деньги, чтобы взять всех с поличным. Естественно, утечка информации и страх неминуемого разоблачения идут в комплекте.
Персонаж Гари Олдмана — пожилой и потрепанный жизнью университетский преподаватель — большую часть экранного времени занят сомнениями и угрызениями совести. Они-то в итоге и приведут его к неожиданному для всех решению сказать правду, послав к чёрту фармацевтическую корпорацию с Люком Эвансом во главе, главного спонсора своих исследований. Риторика героя Олдмана в основном состоит из фраз вроде «мы должны закончить что начали». Больше всех везёт со сценарием Эванджелин Лилли: ей хотя бы есть где развернуться, изображая убитую горем мать и бывшую наркоманку, решившую провести собственное расследование гибели сына (тоже, как оказывается, нарокомана). Впрочем, то что она умеет держать пистолет, мы помним ещё со времен «Остаться в живых». К слову, для фанатов «Лоста» здесь есть ещё и Мишель Родригес в образе копа, а героиню Лилли — да-да, вы не ослышались — зовут Клер. Но в общих чертах тэглайны «тайный агент под прикрытием», «честный учёный» и «мать в поисках правды», в общем-то, исчерпывающе описывают происходящее. Лучше и не сформулировать.
Финальный титр гласит, что от так называемого опиоидного кризиса, вызванного массовым привыканием к обезболивающим с растущим желанием повысить дозу, в США ежегодно умирают десятки тысяч человек (то есть порядка 150-ти в день). Снять кино на основе этих действительно страшных цифр — цель безусловно благородная, но по вине обстоятельств Николас Джареки, чьи друзья и знакомые тоже страдали от наркозависимости, почти десять лет не мог найти финансирование. И притом что проблема с опиоидами до сих пор не решена, в 2021 году снятый на пленку «Трафик» смотрится как-то совсем не современно. В фильме про наркотрафик главными героями становятся вовсе не живые люди, а бездушные препараты. А зритель получает ровно то, что и было обещано — не больше, но и не меньше.
«Трафик» — уже в кинотеатрах.
|
Рекомендуем |