Партнеры Живи добром

Дом – всюду («Земля кочевников», реж. Хлоя Чжао)


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


Есть такие люди как острова. Они существуют отдельно от всех, почти сами по себе. Живут не здесь, а везде, нигде не пускают корней. Им не нужно думать о детях, карьере, долгах, ипотеке. Эти люди – кочевники. Похоже, они и вправду свободны.


Ферн (Фрэнсис Макдорманд) – одна из них. Ей около шестидесяти, муж умер, города с грандиозным названием Эмпайр, в котором они когда-то жили, больше нет: после закрытия фабрики его просто не осталось на карте. Когда-то Ферн работала в школе учительницей, хотя теперь, кажется, и сама в этом не уверена. Больше она ни к чему не привязана, а просто живёт здесь и сейчас. Переезжает с места на место, от штата к штату, от стоянки к стоянке на своем видавшем виды фургоне по кличке Авангард. Знакомится со случайными людьми. Перебивается сезонной работой: упаковщицей на складе Amazon, уборщицей в каком-нибудь национальном парке, официанткой в закусочной, ещё где-нибудь. Какая-то подработка всегда найдется. Главное – нигде не задерживаться надолго. 


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


Почему так? Ферн – странный человек, не знаешь, чего от нее ждать, от чего она бежит, куда стремится. Ведет себя как-то по-детски, смотрит то ли сквозь собеседника, то ли за горизонт, по-настоящему приветлива с очень немногими, хотя вроде бы ко всем открыта. «Земля кочевников» Хлои Чжао – странное кино, под стать своей ускользающей от определений героине. Обманчиво простое, с непредсказуемой траекторией. Сентиментальное – но ведь местами и жестокое. Красивое – а иногда неказистое. Бессюжетное? Да вроде нет, подобие сюжета здесь есть – просто он, как и жизненный путь Ферн, дан скорее намёками и не имеет конца и начала.


Безлюдные хайвеи посреди величественных пустынь. Холодные ночи на парковках, кемпингах и автостоянках. Оператор Джошуа Джеймс Ричардс последовательно, раз за разом вписывает маленькую фигурку Ферн в панорамные кадры настоящей, невыдуманной и такой живописной Америки. А если нужно слегка прибавить меланхолии или, наоборот, добавить жизнеутверждающей легкости, на помощь приходят фортепианные пассажи Людовико Эйнауди. И вроде бы ничего такого здесь нет, вроде бы банальнее некуда, но удивительное дело: смотришь на эти рассветы и закаты под музыку – и словно видишь впервые. Может, всё дело – в интонации фильма, простой, спокойной, не пафосной, лишенной какой бы то ни было дидактики или морали. Вся мораль здесь – непереводимое «I`m not homeless, I`m houseless», сказанное героиней Макдорманд в самом начале. Дом – это просто слово. Или то, что в любой момент можно взять и увезти с собой.


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


Именно поэтому кто-то увидит в скитаниях Ферн экзистенциальное странствие в поисках смысла жизни.  Кто-то – случайные перемещения от места к месту, вовсе этого смысла лишенные. Кто-то вообще сможет разглядеть здесь критику капитализма и отповедь бездушным корпорациям, равнодушным к трудностям простых людей. Но, конечно же, это не главное. И опять же, кто такие эти простые люди? Не сложен ли на самом деле каждый из них, если присмотреться поближе? «Земля кочевников» тем и хороша, что не даёт ответов и не ставит вопросы. Жизнь может быть необязательной, почему бы и нет, легко может не укладываться в готовые схемы и сценарии. А Ферн просто оставляет за собой право быть непонятой. Даже родной сестрой, даже симпатичным ровесником-кочевником Дэвидом (Дэвид Стрэтэйрн), который в итоге предпочтёт непредсказуемости стабильность, а тяготам  пути – уютный семейный кров. Да что там, на исходе двух часов характер Ферн легко может остаться непонятным даже для зрителя.



Фрэнсис Макдорманд, выступившая ещё и продюсером фильма (именно она  приобрела права на документальную книгу Джессики Брудер, ставшую затем сценарием), играет Ферн так, что перестаёт быть актрисой. Именно что становится своей героиней, растворяется в ней без остатка и легко выдерживает любой, даже самый крупный план. С легкостью ускользает от любых определений, делает всякий разговор о технике и нюансах актерской игры, о пластике и мимике ненужным и бесполезным. А ещё – постоянно взаимодействует в кадре с непрофессиональными актёрами, которых в «Земле кочевников» довольно много. Ведь почти каждый человек на пути Ферн – от реальных современных кочевников Линды Мэй и Шарлин Свэнки до гуру движения Сheap RV Living  Боба Уэллса – играет здесь самого себя, и актёров не отличить от их прототипов.


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


Всё это можно назвать поэтическим реализмом или же сказать, что «Земля кочевников» снята в квазидокументальной стилистике. Но это совсем не главное. Куда важнее, что Хлоя Чжао, для которой это всего-навсего третья по счёту режиссёрская работа, достаёт запылившийся было в гараже жанр роуд-муви и снова отправляет его в дорогу. Добивается нового звучания там, где, казалось бы, уже нельзя сказать ничего нового, попутно встраивая свой фильм не только в ряд классических представителей жанра вроде «Беспечного ездока» (1969) Денниса Хоппера или «Пустошей» (1973) Терренса Малика, но и шире – в мифологию фронтира, созданную первопроходцами американского континента. Неслучайно в финале кадр с Ферн, выходящей из дверного проёма прямо в бесконечность долин и гор, напрямую отсылает к «Искателям» (1956) Джона Форда, эталонному вестерну Старого Голливуда. Но Фрэнсис Макдорманд – совсем не Джон Уэйн, её и героиней-то можно назвать с трудом, скорее – просто человеком без роду и племени. И для Ферн обочина жизни – не суровая необходимость, а сознательный выбор. Также и для Хлои Чжао Америка – всего лишь временное место работы и проживания, а вовсе не Родина с большой буквы.


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


И, тем не менее, в «Земле кочевников» камерное становится эпическим. Может, всё дело – в большом количестве одушевлённых деталей и в том, что Хлоя Чжао способна взглянуть на них одинаково крупно и пристально. Может – в том, что Америка здесь больше похожа на декорацию к постапокалипсису, которого никто не заметил, где только угадываются осколки прежнего мира. В любом случае, во многом это кино о всматривании в окружающую тебя среду. Надо думать, это и называют современной поэзией – когда в одном фильме социальная повестка соседствует с космическими образами, а огромная статуя динозавра встречается с цитатами из Шекспира, фразами о космической пыли и ещё не дошедшем до нас свете далёкой звезды. Умные слова здесь не то чтобы нужны – возможно, «Землю кочевников» и её сложносочиненную простоту лучше воспринимать не умом, а сердцем.


Как-то раз у Жана Кокто вроде бы спросили, что бы он вынес из горящей комнаты. И он ответил: «огонь». Ферн, где бы ни оказалась, наверное, забрала бы с собой воздух. И, скорее всего, просто не стала бы отвечать.


"Земля кочевников". Источник: Walt Disney/Searchlight Pictures


«Земля кочевников» – в кино с 11 марта.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Осень соблазнов. Мужские ароматы. Выбор редакции
Вечер «Я, конечно, вернусь...» к 80-летию Владимира Высоцкого
Проблема восприятия арт-объектов массовым зрителем
Московский областной театр юного зрителя
«Жанна» Юбилейная выставка Жанны Мелконян
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Viva, Римма!
XII Московский международный фестиваль моноспектаклей SOLO объявил афишу
Юбилейный фестиваль «Твой шанс» подвел итоги
«Плачущие утешатся»: российские деятели культуры о ситуации в Беларуси