Партнеры Живи добром

Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год


«Но чем сильнее любовьтем глубже пропасть
в которую она может пастьчтобы потом опять 
вознестись в небеса и снова низвергнуться» 
Клеопатра

«Клеопатра» - фильм 1963 года признан самым дорогостоящим фильмом почти за всю историю ГолливудаЕго бюджет составил 44 млн долларов СШАчто с учетом инфляции сегодня эквивалентно 323 млн долларовЭто даже большечем суммапотраченная на «Пиратов Карибского моря»! И этим фильм феноменаленнесмотря на провал в прокатеон стал хитом номер одина теперь входит в мировую классику кинематографаХотя картина и не является шедевромее знают абсолютно всеи если уж не виделито наверняка слышалиПризнаюсь честно: «Клеопатру» я почему-то смотрела в детствеСовершенно не пытаясь вникнуть в драматический сюжетя была поражена богатством красок и яркими образами актеровНо это всечто я помнюЯ не стану пересказывать вам сюжет пеплумаВикипедия или рецензия профессионального критика сделают это лучше меняСегодня я предлагаю поговорить об истории создания кинокартиныНа мой взглядона даже интереснее самого фильма.

Фильм "Клеопатра"

Прекрасную Клеопатрусоблазнительную царицу Египтасыграла знаменитая актриса Элизабет ТейлорГоворятчто продюсеры с самого начала хотели видеть только ее в главной ролиОднако это немного не такСтоит вспомнитьчто к съемкам фильма приступили в 1959 годуа идея снять его по роману Карло Мариа Франзеро «Жизнь и время Клеопатры» родилась в 1957 годуТогда Голливуд переживал не лучшие временаэто был расцвет телевидениямасштабныероскошные и пафосные постановки уходили в прошлоеНа смену Старому кино приходило Новоединамичноебез стилистической выдержки и тяжелых исторических сюжетовВ такой сложной обстановке было сложно решиться на значительный бюджетно крупные кинокомпании вынужденно шли на такие затратынеобходимо было привлечь зрителей любой ценойВо время обсуждения кандидатуры на роль Клеопатры боссы студии  «20th Century Fox» иронично бросили: «Нам же не нужна Лиз ТейлорЛюбая эпизодница за сто долларов в неделю справится с этой ролью». Контракт на съемку картины был подписан в октябре 1958 годаа бюджет картины был согласован на 3 млн долларов США.

Однако телевидение продолжало завоевывать все большую аудиториюЛюди предпочитали посмотреть комедийное или кулинарное шоу (тогда это было сильно в новинкуу себя домачем тратить время и деньги на поход в кинотеатрИ продюсеры приняли решение собрать первый эшелон кинозвезд в своей лентеРассматривались кандидатуры Бриджит БардоСофи ЛоренОдри Хэпберн (между прочимона дала согласие на участие в фильме). Но режиссер настоял на кандидатуре ЭлизабетКинокомпания была против – «от нее только и жди проблем», но контракт подписанпродюсер одобрилрешение принято.

Фильм "Клеопатра"

Лиз Тейлор за свое участие в картине получила невиданный гонорар – 1 млн долларовкоторый к концу производства картины достиг 7 млн долларова сегодня это эквивалентно более чем 47 миллионам долларов СШАНевиданная сумма даже для современных суперзвездХодит историячто когда Тейлор позвонили со студии с предложением сыграть Клеопатрук телефону подошел ее новый муж Эдди ФишерОн крикнул Лизчто ее приглашают сниматься в новом фильмена что она в шутку ответила: «Конечноскажичто сделаю это за миллион долларов».

Главным скандалом во время съемок фильма стал бурный роман между исполнителями главных ролей Элизабет Тейлор и Ричардом БартономБартона предупредили о невероятном нраве актрисы и ее умении соблазнять – «она всегда получает точто хочет». На что Ричард назвал Лиз «слегка полноватой и маленькой»но уже после первых любовных сцен режиссеру приходилось несколько раз кричать «Стоп!», так как актеры не прекращали целоватьсяВ конце-концов Бартон оставил свою супругукоторая до последнего верила в точто ее муж-ловелас не зайдет так далеко он всегда возвращался»)а муж Лиз все понял сам.

Фильм "Клеопатра"

Элизабет Тейлор оправдала себя в качестве символа беды и символа успехаОна была постоянной причиной срыва съемокто устраивала истерики и сцены и не хотела ничего слышатькроме предложения о свадьбе от Бартонато бастовала из-за тогочто костюмы не слишком шикарныкаблуки низкиеа парик уродскийЕще в самом начале производства Тейлор серьезно заболела и чуть не умерлаЕе доставили в больницу в самый последний моментгде ей сделали трахеотомиюот которой у актрисы остался довольно большой шрамЕсли внимательно присмотретьсято его можно увидетьнесмотря на точто гримеры тратили приличное количество временичтобы скрыть эту «особенность». В период восстановления Элизабет процесс съемок затормозился на 8 месяцевстудия несла колоссальные убыткиа затем и вовсе пришлось перенести съемки фильма из Лондона в Рим (актрисе необходим был сухой теплый климат). 

Все это повлекло за собой дополнительные расходыНа одни лишь декорации ушли миллионы – их пришлось строить занововедь тогда не существовало 3D-графикиВ фильме хорошо виднонасколько стилистически выдержано убранство царских покоев и другой интерьернигде нет и намека на дешевизнуКостюмы до сих пор считаются эталоннымиа сцены с многотысячной массовкой являются отдельным уникальным явлением – сегодня все «рисуют» на компьютереКстати с массовкой тоже было связано немало скандаловАмериканские девушки жаловалисьчто горячие итальянские парни никогда не могли пройти мимоне оценив их соблазнительный исторический наряда иной раз и хлопнув по попке.

Фильм "Клеопатра"

И наконецкостюмыможно сказать, - самостоятельные герои фильмаТакой роскоши Голливуд не знал ни дони много лет после выхода в свет «Клеопатры». До 1996 года фильм фигурировал в «Книге рекордов Гиннеса» в рубрике «Самое большое количество переодеваний актрисы в фильме»: в «Клеопатре» Тейлор 65 раз меняла нарядыОбщее число костюмов достигло невероятной цифры в 26 000 экземплярова потрачено на них было более 200 000 долларовНа фильме было несколько художников по костюмама дизайн платьев самой Клеопатры разрабатывала Ирэн Шараффполучившая очередной «Оскар» за свою работуВпоследствии она создаст свадебное платье для Элизабет Тейлоркогда та выйдет замуж за Ричарда Бартона.

Фильм ругали не только за искаженные исторические фактыно и за отсутствие аутентичностиЖенщины Древнего Египта носили силуэт узкий и прямоугольныйа Тейлор в фильме предстает с глубокими декольтес подчеркнутой узкой талией и расклешенной юбкой – все этоскореенапоминало моду 50-х и знаменитый «new look» Кристиана ДиораПродюсеры считаличто важнее подчеркнуть все достоинства актрисычем соблюсти стилистические особенности временив которое происходит действие фильмаИ им это удалосьв Голливудской школе костюмеров есть отдельный курс по лекалам нарядов из фильма «Клеопатра», а многие предметы одеждызадействованной при съемкахдо сих пор продают на аукционах за «кругленькие» суммыОдин из самых известных и эффектных костюмов в фильме – золотой наряд Клеопатрывъезжающей в РимПлатье для этой сцены было сшито из 24-каратной золотой ткани и до сих пор считается эталоном для работы с драгоценными тканями

Фильм "Клеопатра"

После выхода на большой экран фильм продолжал греметь в скандальных историяхто его запретят в Египте из-за еврейских корней Лиз Тейлорто попытаются снять с номинации на «Оскар», так как картина снималась без единого сценариярежиссер и актеры постоянно импровизировалиФильм обвиняли в безвкусице и отсутствии цельностив затянутости и пустотеСами создатели не раз признавалисьчто снимали картину на грани краха и катастрофыв постоянной паникеНо в итоге поднялась такая шумихачто зрители пришли посмотреть просто из любопытстваПочему бы и нет?

Как бы то ни былоно об этом фильме говорят и пишут до сих пора сыгравшая немало ролей в кино и на телевидении Лиз Тейлор навсегда останется Клеопатрой ГолливудаДаже в музее мадам Тюссо она запечатлена именно в этом образеВкупе с богатейшей историей древнеримского государстваэто ли не повод наконец-то найти время и посмотреть один из самых шикарных и дорогостоящих фильмов в мировом кинематографе?


Ирина Аникеева


 

Рекомендуем

X Московский Международный фестиваль моноспектаклей SOLO
Кино. Blick’15. «Бульвар Шёнефельд»
«Если сердце поет…» Премьера мюзикла «Золушка»
Джулианна Мур: «Знаете, никто из нас не идеален»
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Айзек Азимов. Топ-7 рассказов
Кино. Классика. "Английский пациент"
Картины Люси Чувиляевой и другие сюрпризы
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)
Памяти Карузо