Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год«Но чем сильнее любовь, тем глубже пропасть,
в которую она может пасть, чтобы потом опять
вознестись в небеса и снова низвергнуться»
Клеопатра
«Клеопатра» - фильм 1963 года признан самым дорогостоящим фильмом почти за всю историю Голливуда. Его бюджет составил 44 млн долларов США, что с учетом инфляции сегодня эквивалентно 323 млн долларов! Это даже больше, чем сумма, потраченная на «Пиратов Карибского моря»! И этим фильм феноменален: несмотря на провал в прокате, он стал хитом номер один, а теперь входит в мировую классику кинематографа. Хотя картина и не является шедевром, ее знают абсолютно все, и если уж не видели, то наверняка слышали. Признаюсь честно: «Клеопатру» я почему-то смотрела в детстве. Совершенно не пытаясь вникнуть в драматический сюжет, я была поражена богатством красок и яркими образами актеров. Но это все, что я помню. Я не стану пересказывать вам сюжет пеплума, Википедия или рецензия профессионального критика сделают это лучше меня. Сегодня я предлагаю поговорить об истории создания кинокартины. На мой взгляд, она даже интереснее самого фильма. Прекрасную Клеопатру, соблазнительную царицу Египта, сыграла знаменитая актриса Элизабет Тейлор. Говорят, что продюсеры с самого начала хотели видеть только ее в главной роли. Однако это немного не так. Стоит вспомнить, что к съемкам фильма приступили в 1959 году, а идея снять его по роману Карло Мариа Франзеро «Жизнь и время Клеопатры» родилась в 1957 году. Тогда Голливуд переживал не лучшие времена: это был расцвет телевидения, масштабные, роскошные и пафосные постановки уходили в прошлое. На смену Старому кино приходило Новое: динамичное, без стилистической выдержки и тяжелых исторических сюжетов. В такой сложной обстановке было сложно решиться на значительный бюджет, но крупные кинокомпании вынужденно шли на такие затраты: необходимо было привлечь зрителей любой ценой. Во время обсуждения кандидатуры на роль Клеопатры боссы студии «20th Century Fox» иронично бросили: «Нам же не нужна Лиз Тейлор. Любая эпизодница за сто долларов в неделю справится с этой ролью». Контракт на съемку картины был подписан в октябре 1958 года, а бюджет картины был согласован на 3 млн долларов США. Однако телевидение продолжало завоевывать все большую аудиторию. Люди предпочитали посмотреть комедийное или кулинарное шоу (тогда это было сильно в новинку) у себя дома, чем тратить время и деньги на поход в кинотеатр. И продюсеры приняли решение собрать первый эшелон кинозвезд в своей ленте. Рассматривались кандидатуры Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хэпберн (между прочим, она дала согласие на участие в фильме). Но режиссер настоял на кандидатуре Элизабет. Кинокомпания была против – «от нее только и жди проблем», но контракт подписан, продюсер одобрил, решение принято. Лиз Тейлор за свое участие в картине получила невиданный гонорар – 1 млн долларов, который к концу производства картины достиг 7 млн долларов, а сегодня это эквивалентно более чем 47 миллионам долларов США. Невиданная сумма даже для современных суперзвезд! Ходит история, что когда Тейлор позвонили со студии с предложением сыграть Клеопатру, к телефону подошел ее новый муж Эдди Фишер. Он крикнул Лиз, что ее приглашают сниматься в новом фильме, на что она в шутку ответила: «Конечно, скажи, что сделаю это за миллион долларов». Главным скандалом во время съемок фильма стал бурный роман между исполнителями главных ролей Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном. Бартона предупредили о невероятном нраве актрисы и ее умении соблазнять – «она всегда получает то, что хочет». На что Ричард назвал Лиз «слегка полноватой и маленькой», но уже после первых любовных сцен режиссеру приходилось несколько раз кричать «Стоп!», так как актеры не прекращали целоваться. В конце-концов Бартон оставил свою супругу, которая до последнего верила в то, что ее муж-ловелас не зайдет так далеко («он всегда возвращался»), а муж Лиз все понял сам. Элизабет Тейлор оправдала себя в качестве символа беды и символа успеха. Она была постоянной причиной срыва съемок: то устраивала истерики и сцены и не хотела ничего слышать, кроме предложения о свадьбе от Бартона, то бастовала из-за того, что костюмы не слишком шикарны, каблуки низкие, а парик уродский. Еще в самом начале производства Тейлор серьезно заболела и чуть не умерла. Ее доставили в больницу в самый последний момент, где ей сделали трахеотомию, от которой у актрисы остался довольно большой шрам. Если внимательно присмотреться, то его можно увидеть, несмотря на то, что гримеры тратили приличное количество времени, чтобы скрыть эту «особенность». В период восстановления Элизабет процесс съемок затормозился на 8 месяцев, студия несла колоссальные убытки, а затем и вовсе пришлось перенести съемки фильма из Лондона в Рим (актрисе необходим был сухой теплый климат). Все это повлекло за собой дополнительные расходы. На одни лишь декорации ушли миллионы – их пришлось строить заново, ведь тогда не существовало 3D-графики. В фильме хорошо видно, насколько стилистически выдержано убранство царских покоев и другой интерьер: нигде нет и намека на дешевизну. Костюмы до сих пор считаются эталонными, а сцены с многотысячной массовкой являются отдельным уникальным явлением – сегодня все «рисуют» на компьютере. Кстати с массовкой тоже было связано немало скандалов. Американские девушки жаловались, что горячие итальянские парни никогда не могли пройти мимо, не оценив их соблазнительный исторический наряд, а иной раз и хлопнув по попке.
И наконец, костюмы, можно сказать, - самостоятельные герои фильма. Такой роскоши Голливуд не знал ни до, ни много лет после выхода в свет «Клеопатры». До 1996 года фильм фигурировал в «Книге рекордов Гиннеса» в рубрике «Самое большое количество переодеваний актрисы в фильме»: в «Клеопатре» Тейлор 65 раз меняла наряды. Общее число костюмов достигло невероятной цифры в 26 000 экземпляров, а потрачено на них было более 200 000 долларов. На фильме было несколько художников по костюмам, а дизайн платьев самой Клеопатры разрабатывала Ирэн Шарафф, получившая очередной «Оскар» за свою работу. Впоследствии она создаст свадебное платье для Элизабет Тейлор, когда та выйдет замуж за Ричарда Бартона. Фильм ругали не только за искаженные исторические факты, но и за отсутствие аутентичности. Женщины Древнего Египта носили силуэт узкий и прямоугольный, а Тейлор в фильме предстает с глубокими декольте, с подчеркнутой узкой талией и расклешенной юбкой – все это, скорее, напоминало моду 50-х и знаменитый «new look» Кристиана Диора. Продюсеры считали, что важнее подчеркнуть все достоинства актрисы, чем соблюсти стилистические особенности времени, в которое происходит действие фильма. И им это удалось: в Голливудской школе костюмеров есть отдельный курс по лекалам нарядов из фильма «Клеопатра», а многие предметы одежды, задействованной при съемках, до сих пор продают на аукционах за «кругленькие» суммы. Один из самых известных и эффектных костюмов в фильме – золотой наряд Клеопатры, въезжающей в Рим. Платье для этой сцены было сшито из 24-каратной золотой ткани и до сих пор считается эталоном для работы с драгоценными тканями. После выхода на большой экран фильм продолжал греметь в скандальных историях: то его запретят в Египте из-за еврейских корней Лиз Тейлор, то попытаются снять с номинации на «Оскар», так как картина снималась без единого сценария: режиссер и актеры постоянно импровизировали. Фильм обвиняли в безвкусице и отсутствии цельности, в затянутости и пустоте. Сами создатели не раз признавались, что снимали картину на грани краха и катастрофы, в постоянной панике. Но в итоге поднялась такая шумиха, что зрители пришли посмотреть просто из любопытства. Почему бы и нет? Как бы то ни было, но об этом фильме говорят и пишут до сих пор, а сыгравшая немало ролей в кино и на телевидении Лиз Тейлор навсегда останется Клеопатрой Голливуда. Даже в музее мадам Тюссо она запечатлена именно в этом образе. Вкупе с богатейшей историей древнеримского государства, это ли не повод наконец-то найти время и посмотреть один из самых шикарных и дорогостоящих фильмов в мировом кинематографе? Ирина Аникеева |
Рекомендуем |