Партнеры Живи добром

Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)


"Планетариум"

Смотреть французское авторское кино с субтитрами – наслаждение для истинного киномана. Когда с экрана доносится продолговато-картавая смесь слов, в своей неясности воспринимаемая как истинная красота, происходящее неважно. Франция – Родина кино, и каждый раз она это доказывает сполна. На некоем генетическом уровне веришь, что французы способны удивить и заворожить и без механических сценарных и технических находок Голливуда. «Планетариум» Ребекки Злотовски тому подтверждение.

История сестер-медиумов, разворачивающаяся на просторах предвоенного Парижа, подкупает сразу и бесповоротно. Сюжет, как клубок, постепенно наматывается на линию повествования, заставляя сопереживать каждому из представленных героев, но при этом рождая размытость понятий «хороший – плохой». Отсутствие четкого антагониста не единственное драматургическое упущение фильма, за ним следует незавершенность некоторых подсюжетов и отсутствие точного ориентира истории, а именно, о чем она в частности. Все слишком идейно обобщенно. Слишком по верхам. Однако это все ремесленный подход, без которого, безусловно, не обойтись, но не стоит считать его истинно верным.

Как же столь слабая и бесформенная в драматургическом ключе лента смогла почти два часа держать зрителя в зале? Ответ таится в актерском составе. В первую очередь это конечно Натали Портман. Невероятно тонко, грациозно и глубоко - в одном взгляде читалась тщательная работа над ролью. Во многих эпизодах она совершала истинно филигранный манёвр: оправдывала слабую внешнюю мотивацию мощью внутреннего осмысления поведения героини. Порой хотелось задать вопрос: «Почему? Как? Зачем?». Однако, когда внимание переключалось на игру Портман, вопросы исчезали сами собой. Точное попадание в роль!

Эммануэль Салинжер. Расчетливый владелец кинокомпании, в силу обстоятельств постепенно теряющий контроль над собой под давлением эмоций – характер не из простых, но французский актер смог показать своего героя в полном спектре, раскрыв в нем и ангела и демона. Кульминационная сцена в суде поражает лаконичностью и непредвзятостью актерского и режиссерского решений: всего пару минут, почти одна фраза на безысходном рефрене, но все это производит эффект разорвавшейся бомбы. 

Лили-Роуз Депп. Звездная девочка знаменитых родителей. Можно уже было приготовиться к клишированной, картонной игре, но… Лили-Роуз Депп раскрыла себя в этой картине как подающая надежды молодая актриса. Безусловно, проигрыш в столь неравном дуэте с Портман налицо, однако, сама роль подразумевает подчинение более сильной героине, из-за чего в своей обособленности героиня Депп создана профессионально и доведена до конца, можно сказать, идеально.

Хвалить современные картины за удачную операторскую работу и визуальные эффекты уже стало неким моветоном, однако, об этом стоит упомянуть в случае с «Планетариумом». Атмосфера декаданса 30х годов передана настолько точно, что невольно хочется стать участником всех событий, происходящих на экране. Каждый эпизод завораживает, как и звездное небо в начале фильма. Самое удивительное, что при всем сюжетном объеме картина не разваливается в плане формы, а в выверенном темпоритме движется к своему финалу. Замечательная работа операторов и монтажеров! Мизансцены некоторый эпизодов просто не могут оставить равнодушным зрителя: интригующая работа с тенями, зеркалами и крупными планами. Каждый кадр пропитан своей поэзией и музыкой, едиными для фильма.

Кстати насчет музыкального сопровождения! Как говорится, «сэ манефик»! После «Планетариума» интерес к Робину Кудеру явно возрастет, так как то, что он сделал в данной картине, как минимум, можно признать чарующим и органичным.

Как видно, почти все кинематографические пазлы совпали в фильме «Планетариум»: чудесные актеры, великолепные аудиосопровождение и операторская работа. Именно они и будут приятным открытием для зрителя после выхода фильма на экраны 1 декабря. Однако явно разочарует сценарий, точнее его реализация ближе к середине. Очень много «фестивального» микса тем: расизм-холокост, война, мистика, рак… Создателям, видно, было трудно выбрать что-то одно, из-за чего получилась некая солянка из всего, что могло бы быть. К счастью, большой трагедии с фильмом это не сыграло в силу упомянутых причин, а для киноманов, склонных к поиску глубинных смыслов, сюжет покажется даже чересчур интригующим.

Одно можно сказать с уверенностью, в «Планетариуме» досконально раскрываются три человеческие судьбы, которые через личную трагедию приходят к очищению, заставляя зрителя достигнуть катарсиса. А это и есть цель настоящего искусства!


"Планетариум"


Илья Михеев



 

Рекомендуем

Святослав Бэлза. Судьба помогает волящему
Классик эпохи «Серебряного века» - Борис Зайцев
Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма
Кино. Премьера. "Большой всплеск"
Церковь Воскресения Христова: реставрация завершена
5 главных имён в стрит-арте
Pearson в Библиотеке иностранной литературы
Мистер и Миссис Питт. Брэд Питт
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
Михаил Барышников: «Я никогда не чувствовал ностальгии»