И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
В обычной жизни редко встретишь человека, который целиком и полностью отдавался бы своей профессии. Однако большинство творческих людей характеризуются как раз этой способностью – они готовы всю свою жизнь посвятить искусству, вкладывают всю душу в свои творения, они работают часами напролет, не зная усталости. И всё это потому, что творческие люди занимаются любимым делом. Одним из таких деятелей искусства является российский режиссер Станислав Говорухин. Про таких людей говорят: «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Ведь он не только режиссер: он еще и художник, и экс-политик.
Всё началось в далеком 1936 году. Именно в этом году 29 марта в верховьях реки Камы, в городе Березники нынешнего Пермского края, на свет появился маленький Слава Говорухин. Его мать – Глазкова Прасковья Афанасьевна – зарабатывала на жизнь шитьем. Прадед был кузнецом, а дед Славы работал учителем в сельской школе. Своего отца он не видел с самого рождения и знал об отце только то, что он был донским казаком. И только по прошествии нескольких лет сын узнал, что его отец был сослан в Сибирь из-за своей классовой принадлежности, там он и погиб в возрасте 30 лет. О детстве режиссер вспоминает как о жутком времени: жили они в бараках, кругом царила нищета… Но два года, проведенных на высоком берегу Волги, были самыми счастливыми для режиссера. Именно в это время у Славы начинает проявляться интерес к киноискусству. Как рассказывает сам режиссер, в городке Тетюши был кинотеатр, похожий на сарай, и именно там он посмотрел лучшие фильмы: «Я в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют»
Учился будущий режиссер в Казанском университете на геолога, но, как сообщает Станислав Сергеевич, по полученной специальности работать так и не довелось. В выборе будущей профессиональной деятельности Говорухину помогли его университетские друзья: они позвали его осваивать телевидение, которое было совершенно новым явлением для того времени. В течение двух лет, начиная с 1959 года, он работал на телевизионной студии в Казани. Кем он только там не был… И редактором, и оператором, и ведущим, и автором. Творческую деятельность на студии он совмещал с работой в таких газетах, как «Советская Татария» и «Горьковский рабочий».
Работа на студии Говорухина настолько увлекла, что он решил поступить на режиссерский факультет ВГИКа в 1961 году. Этот момент был поворотным в жизни Станислава Сергеевича, так как уже в институте он начинает помышлять о будущей режиссерской карьере на одесской киностудии. И его мечта сбывается: в период с 1967 по 1987 годы Говорухин плодотворно работает в Одессе. Именно здесь появляются такие шедевры советского кинематографа, как «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя». И, конечно же, «Вертикаль» - фильм, который сделал Высоцкого знаменитым. Здесь же стоит отметить, что режиссер особенно гордится своей детской серией. Будучи еще ребенком, он просто обожал читать книги Жюль Верна. «Робинзона Крузо» Говорухин вообще считал библией приключенческой литературы. Именно эта любовь к детской литературе вылилась в его первых экранизациях.
Режиссеры - отважные люди. Чего только они не делают для того, чтобы снять живописный фильм! Как-то раз Говорухин полетел на вертолете на разведку для будущих съемок, и здесь не обошлось без несчастного случая: вертолет врезался в скалу и буквально развалился на куски. Казалось бы, шансов у пассажиров никаких, но всё-таки бывают чудеса на свете – все остались живы. Более того, по словам Говорухина, это был самый счастливый день в его жизни.
Услышав однажды громкую речь Горбачева о том, что судьба страны лежит на плечах ее граждан, Говорухин довольно решительно включился в общественно-политическую деятельность. С 1985 года он начинает выступать публицистом и печатается в газетах «Советская культура» и «Литературка». Немного позже режиссер захотел снять публицистический фильм. В период с 1990 по 1994 годы Говорухин снимает знаменитую документально-публицистическую трилогию: фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция». Эта трилогия вызвала большой общественный резонанс. В данных фильмах Станислав Говорухин показал свое отношение к политической и общественной ситуации в стране: «В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша – огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию – великой.»
С 1993 года Говорухин был депутатом Государственной Думы: занимал должности председателя Демократической партии, руководителя комитета по культуре, возглавлял комиссию по истории развития чеченского кризиса. В связи с такой бурной политической деятельностью на творчество оставалось совсем мало времени. За этот период (1993-2003) Говорухин снял всего лишь один фильм – «Ворошиловский стрелок».
Раз уж разговор зашел о политике, то стоит также отметить, что в 2000 году Говорухин заявил о своем намерении участвовать в президентских выборах. У режиссера были свои противники, которые обвиняли его в незаконной агитации, исходящей из рекламы его нового фильма «Не хлебом единым». Говорухин активно выступал против голливудских фильмов: «Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино, мы выпускаем около 60 картин, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой — Турции, Кореи, Ирана, Японии, европейского кино. А то мы смотрим только голливудское кино и крайне редко иранское кино.» Статью хотелось бы завершить не на политической, а на творческой ноте. Станислав Говорухин всё-таки остается творческой личностью, человеком искусства, режиссером и прекрасным художником. Трудно себе представить режиссера с кистью в руках. Однако такое сочетание талантов всё-таки бывает. Режиссер всю свою жизнь тянулся к искусству: не только к кино, но и к музыке, живописи…
«Мучительно завидую человеку, который может вдруг сесть за рояль и сыграть легкую мелодию, завидую тем, кто свободно чешет на иностранном. Белой завистью завидовал художнику, стоящему за мольбертом, какое, наверное, высокое наслаждение испытывает он, когда что-то получается.»
Вызывают уважение люди, которые всё постигают самостоятельно. Ведь они не нуждаются ни в учителях, ни в наставниках, потому что они умеют учиться и умеют созидать. Именно таким предстает для меня Станислав Говорухин – художник, режиссер и политик.
Дина Борисова
|
Рекомендуем |