Партнеры Живи добром

Интернет в голове («Призрак в доспехах», реж. Руперт Сандерс)


"Призрак в доспехах"


Доктор Уэлет (Жульет Бинош) не может наглядеться на киборга нового поколения: Майор (Скарлетт Йоханссон) стала первой, кому удалось не просто вмонтировать пару-тройку новых девайсов в бренную оболочку, но почти полностью заменить плоть на синтетическое тело. От человека в Майоре остался только мозг, но все воспоминания о прошлой жизни у кибердевушки стерты. Она верой и правдой служит правительству, а серое вещество ей нужно только потому, что у машины нет фантазии и интуиции, хотя бы пока нет. Уэлет приложила руку к созданию Майора и довольна результатом. Сама же чудо-женщина мучается из-за проблем с идентификацией: кто она – человек или машина? А тут еще, как назло, таинственный хакер Кудзе (Майкл Питт) разбушевался, взламывает роботов и повсеместно технически усовершенствованных людей, управляя и теми и другими словно марионетками для достижения неведомой цели. Майор должна выследить взломщика, понять его мотивы и разобраться в себе. Помогут ей в этом нелегком деле напарник Бато (Асбек Пилу) и начальник Дайсукэ Арамаки (Такеши Китано).

В основе сценария фильма Руперта Сандерса лежит одноименная манга Масамунэ Сиро. В работе Сандерса также есть цитаты из другой экранизации комикса – мультипликационной ленты Мамору Осии 1995 года, восхитившей когда-то еще братьев Вачовски. Но голливудский блокбастер, явно чувствуя долг перед творением Осии, все же идет своим путем. При видимой близости двух миров «Призраков в доспехах» 1995 и 2017 годов между ними пролегает весьма ощутимая пропасть. Тончайшие размышления о силе искусственного интеллекта, о его способности трансформироваться и о самосознании компьютерных программ в произведении Осии кинематографисты оставили в стороне, предавшись раскручиванию любовной линии и излюбленной темы – самоидентификации.

Они также напомнят, что зависимость от интернета несет серьезные риски. Сейчас больше переживают, когда взламываются странички в соцсетях или же создаются фейковые аккаунты, потихоньку забывая о тех временах, когда можно было легко потеряться на просторах сети, создавать пользователей под разными никами, играя со своей идентичностью. В «Призраке в доспехах» интернет стал еще ближе к человеку: кибернетические модификации физической оболочки позволяют всегда оставаться «на связи». При этом подключить мозг к всемирной сети – значит быть потенциально подверженным тому, что тебя могут «хакнуть», похитить воспоминания или, наоборот, вписать в твою память то, чего никогда не было. Дальше – больше: свободный доступ к информации оборачивается вполне вероятной возможностью стать слепым рабом компьютерных дел мастера или же находиться под пристальным взором бывшего мужа, например, потратившегося на пиратскую программу. Как вариант, можно и вовсе коллективно подключиться к отдельной сети и не вылазить из виртуального мира. На фоне таких технологических «вкусностей», бегает героиня Скарлетт Йоханссон, не стесняясь обнажать свое синтетическое тело, скидывая плащик а-ля Нео (или же Нео позаимствовал сию деталь гардероба у Майора ранней версии).

В «Призраке…» Сандерса собран блестящий актерский состав. Жульет Бинош, словно воплощая намерения Марии Эндерс из «Зильс-Марии» Ассаяса, играет в научно-фантастической ленте. Ей, конечно, досталась не главная роль, но почти материнскую нежность и муки совести гения от науки французской актрисе транслировать удалось. Такеши Китано наделяет каждое появление своего персонажа мощнейшей энергетикой, не ослабевающей даже при по-голливудски пафосных высказываниях из уст Дайсукэ Арамаки. Пухлые губы Майкла Питта в сочетании с истерзанным силуэтом киборга – комбинация не менее волнительная, чем Скарлетт в латексном костюме телесного цвета. Йоханссон же у Сандерса вновь играет сильную женщину со сверхспособностями, правда, после Наташи Романофф и Люси ни ей, ни нам не привыкать к подобным образам.

В «Призраке в доспехах» 2017 года проработан фон как теоретический (наброски о трансформации человеческой природы), так и визуальный (высотки, посреди которых вырастают голографические фигуры, озверевшие киборги-гейши, по-паучьи вскарабкивающиеся на стены, Майор в свободном падении, Майкл Питт, удачно вписавшийся в кибер-эстетику, – глазу есть за что уцепиться и сполна насладиться картинкой). Но в сравнении с таким фоном мытарства героини Скарлетт Йоханссон, к сожалению, блекнут.


"Призрак в доспехах"

Елена Громова


 

Рекомендуем

Печать великих лет Веры Мухиной
Русский балет – это Марина Семенова
Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить
Цветочная болезнь ("Тюльпанная лихорадка" реж. Джастин Чадвик)
Кино. Blick’15. Беатрис Мёллер «Всё, что мы хотим»
По моде. AW 2017 COVERME by Olga Pl?nkina
Второй джазовый фестиваль Skolkovo Jazz Science 26 августа
Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
Анна Ахматова: Поэт в дикой стране
Ф.И. Тютчев. «Роковой поединок» любви