Партнеры Живи добром

«Как молоды мы были...»


Никакая слава и признание зрителя не заменят то чувство, которое многие называют любовью. Сотни ролей, десятки спектаклей, миллионы цветов, тысячи поклонниц — в какой-то момент все это может закончиться навсегда. А поддержка со стороны родных и близких не требует постоянной подпитки в виде гонораров и новых ролей. Сценическая карьера, которой позавидуют многие, оказывается ничем по сравнению с самым дорогим, что есть на свете — с семьей! — это на своем примере доказал знаменитый артист Советского Союза Николай Петрович Караченцов.

27 октября 1944 года в семье художника-графика журнала «Огонек» Петра Караченцова и балетмейстера-постановщика спектаклей музыкального театра Янины Брунак родился будущий актер театра и кино, которого назвали Колей. Родившись в Москве, Николай Караченцов развивал свой талант с детства. Учась в спортивной школе, мальчик посещал театральную студию при Центральном детском театре, а когда пришло время определяться с будущей профессией, у юного Караченцова сомнений не возникло. Харизматичный и способный Николай Караченцов в 1963 году был принят в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Будучи студентом, он получил свою первую награду — приз «за лучшую мужскую роль», сыграв Дахно в студенческом спектакле «Метелица». С отличием окончив актерский факультет, по распределению, был зачислен в Ленком, на тот момент театр Ленинского комсомола. Случилось это совершенно неожиданно: выпускников студии обычно направляли во МХАТ, но в тот год (1967) в Ленкоме был недобор актеров, в связи с отходом от дел режиссера А.В. Эфроса, поэтому десять лучших новоиспеченных артистов оказались в составе труппы театра. Николая этот факт нисколько не расстроил, он быстро полюбил Ленком и не покидал его вплоть до окончания карьеры, то есть в течение сорока лет. До сих пор Караченцов с удовольствием приходит в гости и со всей строгостью оценивает работу современной действующей труппы театра.  

Караченцов

Именно в Ленкоме Николай Караченцов сыграл спектакль, который ознаменовал фееричное начало его карьеры. Постановка называлась «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976), хотя и до этой премьеры актер не раз получал первые партии, среди которых наиболее известный спектакль «Тиль» (1974), где его партнершей по сцене была Инна Чурикова. Эта постановка стала отправной точкой в жизни на тот момент никому не известной актрисы. Дуэт Караченцова и Чуриковой был обречен на успех, режиссер спектакля Марк Захаров ничуть не сомневался в удаче такого творческого союза, очень разных, но тем самым дополняющих друг друга актеров. В 1992 году они снова сыграют вместе, на этот раз в постановке А. Галина «…Sorry». 

У Николая Караченцова было немало ролей в театре, но так случилось, что самой яркой и знаменитой стала постановка «Юнона и Авось» (1981), поставленная режиссером Марком Захаровым. Казалось, что роль графа Резанова написана специально под Караченцова: в ней он мог показать всю свою экспрессию, выплеснуть эмоции и, конечно же, покорить зрителя своими музыкальными способностями. Ошеломительный успех постановки поражал — на протяжении пятнадцати лет спектакль не выходил из репертуара Ленкома, и каждый показ сопровождался отсутствием свободных мест в зале. Эта была одна из немногих постановок, с которой труппе из коммунистической страны удалось выехать за границу. Из-за нескончаемой популярности в 2002 году было принято решение снять одноименный фильм. Рок-опера настолько полюбилась публике, что несколькими годами позже была выпущена ограниченным тиражом монета с портретом Николая Караченцова в образе графа Резанова, достоинством в 1 новозеландский доллар.

Караченцов

Последний спектакль на сцене Николай Караченцов играет в 2004 году. Это постановка —  «Город миллионеров», где актеру достается главная роль Доменико Сориано, а Филумену вновь играет давняя партнерша по сцене Инна Чурикова. Николай Караченцов, будучи одним из любимых актеров главного режиссера Ленкома Марка Захарова, практически не принимал участия в его кинокартинах — не сложилось. Захаров снял актера лишь в фильмах «12 стульев» и «Дом, который построил Свифт» и то только в качестве актера второго плана. В то же время артист принял участие в десятках громких проектов, навсегда прославивших громкое имя и оставивших его вечно молодым героем, с широкой улыбкой в сердцах зрителя. Среди его работ: роль Бусыгина в «Старшем сыне», Маркиза Рекардо в «Собаке на сене», Урри в «Приключениях Электроника», Хоупа в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Кровавая надпись», Черного Пса в «Острове сокровищ», Васьки Ходаса в «Белых росах», Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов». Всего на счету актера 120 ролей в кино, более чем за тридцать лет работы.  

Караченцов Чурикова

В фильмографии актера также можно найти работы с дублированием зарубежного кино и озвучиванием мультфильмов. Голос великого артиста звучит в мультипликационных фильмах: «Кот Котофеевич» (1981), «Каша из топора» (1982), «Бюро находок» (3 серия) (1983), «Трое на острове» (1986), «Кот и клоун» и «Кошка, которая гуляла сама по себе» (1988). На протяжении всей своей жизни актер усиленно занимался самосовершенствованием. Для него было мало того, что он уже умел. Караченцов очень требовательно относился к себе и своему творчеству. Он боялся остаться актером одного жанра, хотя в его репертуаре присутствовали как комедийный, так и трагедийные роли. Николай Караченцов стремился стать универсальным актером, не забывая помимо мимики и жестов, тренировать голос, а также всегда старался держать себя в форме: в молодости занимался прыжками в воду, а позже пристрастился к теннису. Особым увлечением Николая Петровича стало пение. За сорок лет актерской деятельности он исполнил порядка 200 песен. Впервые запел он в фильме «Собака на сене», это была «Серенада Рикардо». Наиболее популярные композиции артиста: «Кленовый лист», «Ты меня на рассвете разбудишь», «Я тебя никогда не забуду», «Как молоды мы были», «Белеет мой парус», «Что тебе подарить». В 1996 году вышел его первый диск «Сны и были Николая Караченцова». Ленком подарил Караченцову не только всемирную славу и признание, там же он повстречал свою первую и последнюю любовь — актрису Людмилу Поргину, с которой живет в браке уже сорок лет. Их свадьба состоялась в 1975 году, медовый месяц пришелся на съемки фильма «Старший сын». Через три года у семейной пары родился единственный сын Андрей, который не стал связывать свою жизнь с творчеством. Зато актерские гены проявляются в последующем поколении артистов: у них трое внуков, старший — Петр занимает призовые места в музыкальных конкурсах, мальчик играет на фортепиано, средняя — Янина занимается художественной гимнастикой, младшей нет еще и года, но любимые бабушка с дедушкой надеется, что внуки станут продолжателями их традиций и не дадут забыть имя знаменитейшего Коки, так дети ласково называют дедушку. 

Караченцов

27 февраля в семье артистов случилась страшная трагедия. Умерла мать Людмилы, что стало ужасной новостью для обоих. Николай Караченцов сразу же поспешил домой (в это время он находился на даче). Ночью, торопясь, он выбрал наиболее короткий путь. Выехав на заледенелую малознакомую трассу на большой скорости, не смог справиться с управлением. Машину занесло, она развернулась несколько раз и ударилась о столб. Удар оказался сильным. Известный актер получил серьезную черепно-мозговую травму. В ту же ночь в больнице провели операцию. Караченцов пробыл в коме практически месяц, врачи не давали никакой надежды. Лишь жена Людмила верила в исцеление мужа, но процесс реабилитации затянулся. В 2007 году впервые за долгий срок Николай Караченцов показался на люди в сопровождении своей жены Людмилы Поргиной на гала-концерте «Звёзды сошли с небес…», на котором состоялась презентация третьего диска с песнями артиста. На сегодняшний день Караченцов продолжает восстановление в кругу семьи. Он много общается с сыном и внуками, ведь раньше жесткий график не позволял актеру много времени проводить с близкими. В 2014 году он вновь принял участи в съемках фильма. В кинокартине «Белые росы. Возвращение», где появляется в кадре лишь на пара минут, без слов, но все в своей же роли Васьки Ходаса. Актера нередко приглашают на съемки в различных фильмах, но до продолжения советской комедии жена отказывала. Лишь сценаристу второй части нашумевшего фильма удалось написать роль, в которой, по словам Людмилы Поргиной, великий артист выглядит достойно. На данный момент – это последняя роль актера.

Пожелаем же Великому Актеру здоровья и скорейшего восстановления!

 

Мария Сурмина

 


 

Рекомендуем

Роман Виктюк. Бесстрашный "большой ребенок"
Ирландия: страна, которая заставляет танцевать
Октябрь в ГПИБ
Софи Лорен: «Идеальная красота – мираж»
Опера «Моцарт и Сальери» в НОВАТе
Александр Болдачев. Вне стереотипов
Мигель де Сервантеc и его донкихотство
Загружай и заряжай. Выбираем электронные книги
Программа лектория «Культура 2.0»
Дэвид Аллан — предвестник Просвещения в Шотландии