Партнеры Живи добром

Кино. Краткая история женщин в российском кинематографе


Как известно 2016 год в России посвящен кинематографу. Отечественное кино развивается из года в год, открывая новых артистов, режиссеров, выпуская совершенно особые фильмы, представляя нашу страну на международных кинофестивалях. Большие успехи требуют больших усилий, но, просматривая очередной киношедевр, редко кто-либо задумывается о том, как много людей работает на российскую киноиндустрию. Сегодня, мы бы хотели уделить внимание тем, кто остается за кадром, несмотря на свою красоту и талант, женщинам, которые выбрали для себя профессию режиссера и смогли многого добиться на этом поприще.

К сожалению, стоит признать, что профессия режиссер многими воспринимается как исключительно мужская, так как на слуху у всех такие имена как Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский. Нисколько не умаляя их вклад в искусство, нам кажется совершенно необходимым, рассказать об их не менее талантливых коллегах. О тех, кому удалось разрушить сложившийся стереотип и доказать, что режиссура лишена всяких гендерных предрассудков, ведь талант не делится ни по половому, ни по какому-либо иному признаку.

Татьяна Лиознова

Татьяна Михайловна Лиознова, женщина, которой мы обязаны такими картинами как «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе» и, конечно же, «Семнадцать мгновений весны». Это далеко не весь список ее работ, но именно они вспоминаются нам, когда мы слышим имя этого выдающегося режиссера. Татьяна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года. Ее путь к искусству лежал через Великую Отечественную войну, лишившую ее отца, через авиационный институт, который ей пришлось бросить ради своего истинного призвания, и, конечно через ВГИК, из которого она была отчислена после испытательного семестра. Но Татьяна Лиознова, не привыкшая пасовать перед трудностями сумела доказать своему наставнику, Сергею Герасимову, что она достойна учиться на режиссерском факультете. С этого момента и началось ее долгое и преданное служение искусству. Дебютировала она в 1958 году с фильмом «Память сердца», повествующем о войне и ее героях, а международное признание она получила вместе с призом «Золотое крыло» на фестивале в 1961 году за картину «Им покоряется небо». Однако всенародную любовь, славу и признание многих поколений кинолюбителей она завоевала телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны». Для того чтобы снять этот фильм ей вновь пришлось проявить свой непреклонный характер. Татьяна Лиознова фактически отвоевала понравившейся ей сценарий.

За свою жизнь Татьяна Михайловна Лиознова была удостоена множества наград, званий, орденов среди которых звание народного артиста СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств  РСФСР а также специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино», который она получила в 2000 году на «Кинотавре». Умерла Татьяна Михайловна в 2011 году после продолжительной болезни, но за 88 лет жизни, она сумела сделать так много для отечественного кино, что ее имя никогда не будет забыто.

Рената Литвинова

Еще одна успешная выпускница ВГИКа - Рената Литвинова. Для многих является не только актрисой, сценаристом, режиссером, но и настоящей законодательницей моды, поскольку ее неповторимый, утонченный стиль не может не привлекать внимание публики.

Ее творческая деятельность не ограничивается исключительно написанием сценариев, хотя именно на сценарном факультете она училась во ВГИКе. В 1994 году она играет одну из главных ролей в фильме «Увлеченья», эта работа стала ее первым крупным успехом в качестве актрисы. После этого последовали роли во множестве картин, и хотя они в большинстве своем эпизодические или роли второго плана, ей удается создавать запоминающиеся, яркие, неповторимые характеры, которые, вне всяких сомнений, нравятся и режиссерам, и кинокритикам, и зрителям. Но кроме актерского и литературного таланта Рената Литвинова открыла в себе режиссерские способности, которые она применила в работе над такими картинами как «Богиня: как я полюбила», «Последняя сказка Риты». Фильмы Ренаты Литвиновы – это удивительное сочетание мистики, повседневности и философии, кажется, ее талант способен сочетать несочетаемое. Ее дружба с известной певицей Земфирой позволила ей создать совершенно уникальную работу – музыкальный фильм «Зелёный театр в Земфире». И хотя за плечами у Ренаты Литвиновой уже достаточно много актерских и режиссерских работ, в числе которых и музыкальные клипы, она не оставляет кинематограф, а напротив, недавно приступила к работе над новым фильмом «Сны Иосифа», который посвящен великому поэту XX века Иосифу Бродскому.

Оксана Бычкова

На сегодняшний день в России работает целая плеяда молодых и талантливых женщин-режиссеров. Одной из представительниц данной группы является Оксана Бычкова. Она родилась в 1972 году в Донецке. Первое образование получила в Ростовском государственном университете на факультете журналистики, но переехав в Москву, оканчивает Высшие режиссерские курсы в мастерской Петра Тодоровского. Ее первая полнометражная работа «Питер FM» была удостоена приза за лучший дебют на кинофестивале «Окно в Европу» проходившего в Выборге. Вторая работа Оксаны Бычковой «Плюс один» вышла в 2008 году и была представлена на «Кинотавре», где победила в номинации «лучшая мужская роль». Оба фильма создают удивительное легкое настроение, которое балансирует буквально на грани между радостью и доброй грустью. На этом успехи Оксаны Бычковой не закончились. В 2014 году вышел фильм «Еще один год», рассказывающий о любви молодой пары, которой препятствуют социальные противоречия. Эта глубокая жизненная картина завоевала сердца голландских зрителей, и в 2015 году фильм стал призером Роттердамского кинофестиваля. Безусловно, радует тот факт, что именно такие картины создают за границей представление о жизни в России. О своей режиссерской работе Оксана Бычкова в интервью для журнала Interview сказала: «Я не снимаю кино для больших залов. Самое приятное в этом всем — это съемки. Процесс, который завораживает». Остается только пожелать дальнейших успехов, очередных призов на всевозможных кинофестивалях и, конечно же, интересных картин, которых мы с нетерпением ждем.

Анна Меликян

Совсем недавно 10 декабря 2015 года в прокат вышел фильм «Про любовь» режиссера Анны Меликян. Стоит ли останавливаться на том, о чем рассказывает этот фильм. Нам кажется, название снимает этот вопрос, делая объяснения совершенно неуместными.  Мы же поговорим об авторе данной картины. Анна Меликян родилась в 1976 году в городе Баку. Ее детство прошло в Ереване, однако в 17 лет она переезжает в Москву. Закончив ВГИК, подаривший нам многих именитых режиссеров, она начала свое триумфальное восхождение на Олимп отечественного кинематографа. Наиболее значимой в ее карьере работой является, на наш взгляд, фильм «Русалка». Он стал призером на американском кинофестивале «Сандэнс» и на Берлинском кинофестивале. Необыкновенный фильм-сказка, повествующий о жизни молодой девушки Алисы, обладающей экстраординарной способностью исполнять свои желания, заставляет зрителей по-другому взглянуть на повседневную жизнь и увидеть необычное и волшебное вокруг. Однако фильм нельзя назвать беззаботным и легким как детские сказки, напротив, эта картина рождает мысль в умах ее зрителей, за что стоит сказать отдельное спасибо Анне Меликян. Ее последняя картина «Про любовь», в котором, к слову, снялась Рената Литвинова, тоже не ускользнула от глаз общественности и стала целым событием на фестивале «Кинотавр», получив главный приз и приз жюри кинопрокатчиков, а также получила«Золотого орла» за лучший фильм.

Валерия Гай Германика

Яркую точку в нашем рассказе о женщинах-режиссерах поставит неординарная и шокирующая личность Валерия Гай Германика. Она родилась в Москве в 1984 году. Не только ее творчество, но и необычный, запоминающийся псевдоним (Валерия Гай Германика) выделяет ее из ряда российских кинорежиссеров, а настоящее имя девушки – Валерия Игоревна Дудинская. Образование она получила в школе кино и телевидения «Интерньюс», а первый опыт работы в индустрии кино получила, как это и подобает эпатажным самодостаточным личностям, на порно-студии. Но отойдя от этой работы, ей удалось шокировать и расшевелить отечественный кинематограф уже на более высоком профессиональном уровне. Первый полнометражный фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» был отмечен жюри Каннского фестиваля в 2008 году. Стоит признать, что не отметить  эту картину совершенно невозможно, поскольку равнодушным к ней не сможет остаться ни один зритель. Фильм вышел противоречивый, как и все творчество Германики. Нам кажется, особый взгляд на жизнь есть именно то, что отличает режиссеров, и, вне всяких сомнений, Валерия Гай Германика обладает этим уникальным качеством. В связи с этим вовсе неудивителен тот резонанс, который вызвали в обществе два ее телесериала «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни», которые были показаны на «Первом канале». Кто-то скажет, что ее творчество очерняет действительность, что оно не для массового зрителя, но мы позволим себе не согласиться. Не столь важно то, как она показывает те или иные аспекты жизни, ее режиссерская задача заключается в том, чтобы заострить на них внимание общества.

Конечно, это лишь некоторые из тех женщин, которые оставили свой след в индустрии кино в качестве режиссеров. Список успешных женщин-режиссеров в России пополняется каждый год. Однако мы не призываем делить творчество между мужчинами и женщинами, каждый режиссер – прежде всего личность.  Личность, которая позволяет нам увидеть мир с их особой точки зрения, которая щедро делится со зрителями своими мыслями и переживаниями, и это, на наш взгляд, достойно того, чтобы мы знали и помнили не только их фильмы, но и их имена.


Вероника Носова



 

Рекомендуем

67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман
«Новая квартира» на Новой сцене. Премьера спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)
Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"
Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина
Искусство сна
10 фактов, которые вы могли не знать о похищении «Джоконды»
Выставка «Московская Оттепель 1953-1968»
Анна Самохина. Женщина для Николсона и Бельмондо
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)