Кино. Оскар: мечты о золоте
"Оскар"! Как опьяняюще звучит название этой знаменитой кинопремии! Нет ни одного человека, хоть немного связанного с киноискусством, который не видел бы в своих мечтах эту заветную статуэтку в собственных руках! "A-and the winner is..." - каждый год миллионы сердец замирают в ожидании имени счастливчика. Почему же все так грезят Оскаром? Когда эта премия стала самой престижной в сфере кино? А стоит ли вообще считать "Оскар" эталоном, что будто ложится золотым штампом элитарности на своих призеров? Много критики выслушали организаторы кинопремии в свой адрес за, вот уже, 88 лет ее существования. Фанаты Оскара, закатив глаза, цитируют: "Кто нас не любит, тот просто нам завидует!" Однако неужели никак нельзя оценить трезво нападки со стороны оппозиции и не выявить в них зерно истины? Недавно прошла 88я церемония вручения брендовых золотых рыцарей, после которой Интернет взорвался от долгожданной новости: Леонардо Ди Каприо попал в число счастливчиков, готовых похвастаться на своих полках отполированными до блеска идолами. "Вымученный" - остро прокомментировала событие года Интернет публика. И с ними нельзя не согласиться: за двадцать два года пять неудачных номинаций и, наконец, заветная статуэтка! Шутки про Леонардо и "Оскар" в последние три года стали приобретать всемирную популярность, и, если не его недавняя победа, то остаться ему в памяти людей в анекдотах между поручиком Ржевским и Чапаевым. Многие с пеной у рта кричат, что вся эта "вымученная" история с Ди Каприо просто-напросто гениально спланированная PR-акция (а американцы в этом деле профессионалы), мол, были актеры и с большим количеством номинаций, но которых почему-то обошла такая слава: Мерил Стрип (19 номинаций; 3 победы), Телма Риттер (6 номинаций: 0 побед), Питер О'Тул (8 номинаций; 0 побед). Возможно, так оно и есть, но писать вилами по воде не стоит. Только жаль, что Лео получил свой первый Оскар за "Выжившего", а не за "Авиатора". Ведь фильм, за который получена статуэтка, не менее важен, чем наличие самой премии.
Тут наступает другой вопрос: рационален и не предвзят ли выбор жури? Вспоминается скандал вокруг Барбры Стрейзанд. Когда общественность узнала о том, что в 1968 году актриса (или певица?) победила с отрывом в один голос, при этом входя в актерскую гильдию академии (а значит, имея шанс проголосовать за себя же), система голосования кинопремии тут же поставилась под жесткое сомнение, однако, никаких изменений никто не предпринял. Кто знает, сколько еще золотых рыцарей было роздано "с отрывом в один голос"? Забудем ненадолго о победителях, ведь даже войти в шорт-лист Оскара значит вытянуть счастливый билет! По статистике после объявления номинантов на самую престижную кинопремию кассовые сборы фильмов-участников поднимаются в разы. Критика не дремлет: академики куплены воротилами киноиндустрии, дабы тем самым набить свои кошельки. Уверяют, что интерес к фильму 2012 г. "Жизнь Пи" вызван искусственно за счет 11 номинаций на "Оскар". Всеми правдами и неправдами создатели смогли выручить 600 миллионов, при бюджете в 120, да еще и прихватить с собой 4 на 3,5 килограмм позолоченного олова (именно столько весит приз). Анализировать данный слух по вырученным сборам не стоит, так как это кажется невероятно легким и заманчивым путем рассуждения. Пусть все решит время! Какие фильмы будут смотреть через двадцать лет, анализировать их в киношколах и просто пересматривать ради удовольствия: "Операцию Арго", выигравший год спустя в номинации "Лучший фильм года", или же "Отверженных" или "Мой парень - псих", уступившие ему? Исход данной ситуации кажется довольно ясным. Невозможно каждый год, как нас заверяют академики премии "Оскар", выпускать для широкой публики фильмы, которые один за другим будут входить в золотую коллекцию мирового кинематографа. Золотой фонд не резиновый! Зритель не может из года в год видеть мастерски ограненные редчайшие самородки, ведь его эмоции могут притупиться! Однако "Оскар" не сдается: из года в год среди номинантов все чаще появляются ленты с откровенным "артхаусным" уклоном, пестрящими острыми темами рабства, дискриминации, гомофобии и т.д. Оскар верным путем приближается к французским Каннам, теряя свой истинно американский шарм. Хотя свое американское лицо кинопремия показывает в царящих вокруг нее скандалах. Взять только недавний расовый скандал! Ну не смешно ли обвинять в какой-то дискриминации одну из самых либеральных кинопремий, которая на наших глазах холила и лелеяла "12 дней рабства", "Даллаский клуб покупателей", "Красоту по-американски" и недавнюю картину "В центре внимания". "Глупый пиар!" - вскрикнет обыватель, взращенный на желтой прессе. Возможно... Любая премия в любой сфере подвергается нападкам со стороны завистников и неугомонных критиков, а когда разговор идет о столь масштабном мероприятии, то и глупо надеяться, что все обойдется лишь безудержными овациями. Луис Барт Майер в 1929 г. запустил, как потом оказалось, огромную машину целевого отбора, что из года в год перемалывает всю киноиндустрию, на выходе получая самые неожиданные изделия, и осуществил мечту о создании премии, о которой "будет мечтать каждый" (он, кажется, так сам сказал). Истинная американская мечта! Мечта, кусочек которой хочет заполучить каждый мальчишка или каждая девчонка, в руках которых хоть раз побывала камера. Сколько критикуй, не критикуй "Оскар", но все же он останется прекрасным золотым тотемом на Голливудских холмах, к которому из года в год, мчась на лимузинах, будут совершать паломничество мужчины в дорогих смокингах и шикарные женщины в ослепительных нарядах.
Илья Михеев
|
Рекомендуем |