Кино. Премьера. «По небу босиком» или Ребрендинг по-кавказски
Восьмого декабря в московском кинотеатре «Пять звезд» на Павелецкой прошла премьера дебютного фильма артиста, певца, бывшего министра, а теперь и режиссера Султана Хажироко «По небу босиком». Мероприятие включало пресс-конференцию, банкет в лучших кавказских традициях и премьерный показ, хотя по ощущениям больше напоминало вечер встречи кавказской диаспоры, где журналистам было отведено место почетных гостей. Улыбки, вино, национальные танцы…фильм был неким дополнением, чем-то вроде «семейного видео», которым гостеприимные хозяева решили завершить приятный вечер.
Во время пресс-конференции создатели фильма много говорили о том, как им обидно и больно смотреть на то, какую репутацию кавказские республики до сих пор имеют у широкой общественности. Замысел как раз и заключался в том, чтобы провести «ребрендинг» Кавказа, вернуть к себе хорошее отношение и возродить традиции старого советского кавказского кино, которое до сих пор многие вспоминают с большой нежностью. Эта миссия до того вдохновила всех, что команда согласилась работать бесплатно, что называется, за идею. Фильм стал дебютом не только для режиссера, но и для ведущих актеров – Миланы Карагуловой и Алана Кокаева. По признанию Хажироко, он сильно рисковал, выбирая на главную роль19-летнюю школьницу, однако девушка показала себя с наилучшей стороны. До последнего не было известно, кто же сыграет главного героя – Бита, Кокаев был неким «запасным вариантом». Несмотря на довольно странные «комедийные» интонации Кокаева, в целом дебют выдался весьма удачным, актеры очень неплохо справились с поставленной задачей.
Сати Казанова, сыгравшая мать Бита и исполнившая большую часть вокальных партий, обещала, что за просмотром фильма захочется и плакать, и смеяться, и даже танцевать. Насчет последнего оказалась права: «По небу босиком» довольно сильно напоминает индийские фильмы обилием танцевально – вокальных сцен, выполненных, кстати, очень красиво и занимательно. О том, насколько естественно и гармонично они вписались в действие фильма, особенно песня про «свела с ума серьезного пацана» в исполнении седого аксакала, можно долго спорить, но, определенно, лезгинка под современную музыку вызывает положительные эмоции. Однако для «ребрендинга» этого оказалось недостаточно. Жанр фильма определен как «романтическая комедия», но как-то сразу стало понятно, что чувство юмора хозяев вечера несколько отличается от, к примеру, моего. Главной идеей было показать Кавказ безопасным, буквально райским уголком, отвлечь внимание зрителя от стереотипа о бандитах и убийствах. Возникает вопрос: почему же именно этим стереотипам уделяется в фильме так много внимания? Может это позиционируется как элемент культуры, проявление горячего темперамента, как часть уже устоявшегося уклада жизни, но зачем тогда так упорно подчеркивать, что Кавказ от этого отказался?
Фильм разделен на две параллельные реальности: в одной происходят бандитские разборки, пытки, «бизнес» из 90-х, а в другой, реальности Бита и его девушки Капеллы – там флешмобы, сникерсы, учеба в Великобритании, сленг, даже шутки и подколы, вроде издевательств над очкариком и спора на девушку, откуда-то оттуда - с запада. Этот молодежный мир очень красочный, музыкальный, живой, но слегка неестественный. Это чувствуется в репликах, в одежде (я совсем не уверена, что на Кавказе, особенно в некоторых республиках, в моде мини-юбки), просто в поведении героев. Через «европейское» уж очень сильно пробивается национальное, совсем как кавказский акцент, который почему-то решили свести к минимуму, очевидно пригласив русскоязычных актеров дубляжа. Картина перегружена большим количеством ретроспективных и сбивчивых «нарезанных» сцен, которые не всегда приходятся к месту, хотя, надо отдать должное новичкам, им удалось не «выехать» за пределы истории и не усложнить сюжет лишними подробностями и второстепенными персонажами. Фильм получился законченный и цельный. Сценарий хоть и выглядит простенько и не вполне оригинально, но в нем не чувствуется «наглости» и претензии на великое искусство, а это по нынешним временам крайне ценно.
«Ребрендинг», слово, которое употребил Хажироко, как нельзя лучше характеризует происходящее на экране. Это не столько фильм, сколько реклама, причем местами в буквальном смысле: минут пять демонстрировалось «путешествие» влюбленных по самым красивым и знаменитым местам Кавказа, как-то: мечеть «Сердце Чечни», Эльбрус, откуда «видно и Черное, и Каспийское море», осетинский Зейгалан, дагестанская Нарын-кала и т.д. Все это, бесспорно, необыкновенно красиво, но в фильме о любви эта страноведческая вставка была совершенно лишней. Перед показом дебютанты скромно просили не судить их строго и выражали надежду на то, что их «первый масштабный кавказский кинопроект в постсоветский период» сможет тронуть сердца зрителей и показать кавказцев с какой-то новой стороны. Вряд ли после просмотра этого фильма разрушатся все стереотипы и исчезнут предубеждения, но некое светлое и доброе чувство останется. В конце концов, это проба пера после долгих лет молчания, трогательная и по-кавказски непосредственная работа идейных людей. Есть шанс, что в современном российском кино появится некий принципиально новый сегмент. Сегмент с легким кавказским акцентом.
Елизавета Савостьянова
|
Рекомендуем |