Партнеры Живи добром

Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон

В начале карьеры он был весьма успешным актером. Фильмы с его участием имели успех, а его персонажей мы будем помнить вечность. Но если актер Мэл Гибсон “безумный”, то режиссер Мэл Гибсон - “свободный”, и взявшись за режиссуру он нам это мастерски продемонстрировал.

 

Человек без лица


Его режиссерская карьера началась в 1993 году, когда он решил взяться за экранизацию романа швейцарской писательницы - Изабель Холланд  “Человек без лица”. Сюжет фильма повествует о маленьком мальчике по имени Чак, который живет с матерью и двумя сестрами от разных мужей. Взаимоотношения между детьми делают из Чака нахала и циника, но однажды он знакомится с Джастином Маклаудом - таинственным одиноким мужчиной. Он избегает людей, а  лицо его наполовину обезображено. Никто в городе ничего про него не знает, поэтому Джастин для них - городская легенда.

Но все это не помешает возникновению стремительной дружбы маленького мальчика со взрослым мужчиной. Не смотря на то, что в книге Джастин предстает нам гомосексуалистом, в фильме нет ни малейшего намека на это. Их объединяет не только крепкая мужская дружба, но и духовная связь. Чак видит в своем друге идеал и пример, и это мотивирует юношу получить знания и сдать экзамены. Джастин же берется вновь преподавать, отмечая для себя, что это действительно его призвание. При просмотре постепенно начинаешь видеть сходство между персонажами. Они отшельники. Каждый в своем мире. Сложные личности с таинственным прошлым и жаждой обрести свободу.

Самое сложное в режиссерском дебюте Мэла Гибсона было отсутствие средств и возможности найти актера, который бы идеально подошел на роль Джастина Маклауда. В конечном счете режиссер принял решение примерить эту роль на себя, и как оказалось весьма удачно. Картина является одной из лучших в фильмографии актера.

 

Храброе сердце


В 1995-м Гибсон снимает второй фильм. На этот раз режиссера уносит далеко в Шотландию на сьемки фильма “Храброе сердце”. История эта про Уильяма Уолласа - национального шотландского героя, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдуарде Длинноногом. Будучи еще маленьким шотландским мальчишкой, он теряет отца и брата, которые погибают от рук англичан. Взрослеет Уильям уже под присмотром своего дяди в Европе, пока в один прекрасный день не возвращается в родные земли с целью создать семью и жить иначе. Но теперь по вине англичан погибает его любимая невеста. Это была последняя капля в чаше народного терпения. Шотландцы последовали за Уолласом, и как нам рассказывает история - отвоевали свободу.

Фильм очень зрелищный и наполнен пейзажами, от которых захватывает дух. Природа окутывает тебя своей красотой, и ты добровольно становишься ее пленником. Но это было бы просто картинкой, если бы не музыкальное сопровождение композитора Джеймса Хорнера, пробуждающее в зрителе новые силы и желание сделать для этого мира что-то благородное. “Свобода” - выкрикивает Уоллас вместо мольбы о пощаде во время казни, перед смертью, вызывая у зрителя не жалость к персонажу, а настоящее восхищение.

Фильм был высоко оценен критиками и стал обладателем таких кинонаград как BAFTA, “Золотой глобус” и “Оскар”.

 

 Страсти Христовы


К следующему фильму - “Страсти Христовы”  Мел Гибсон готовился двенадцать лет. На сей раз он обращается к теме веры, любви и надежды. Еще до выхода фильма велась оживленная дискуссия. Фильм детально описывает  последние 12 часов жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием его воскресения. Изображены также некоторые его воспоминания. Этот фильм не смог оставить равнодушным как верующих, так и атеистов.

За сценарий фильма взялся сам Мэл Гибсон и Бенедикт Фицджеральд. На роль Иисуса был взят актер Джеймс Кевизел. Во время съемок он получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, которые не давали ему уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и удар молнии. Многие связали это событие с гневом Господа.

Фильм максимально пытались довести до реалистичности. Тратилось около семи часов на грим. Сцены пыток были изображены настолько жестоко и правдоподобно, что у некоторых зрителей не выдерживали нервы. Диалоги в фильме полностью ведутся на реконструированном арамейском и латыни. Ставит точку в это работе безусловно музыка.

Гибсон деликатно обошелся со своей работой, не желая каким либо образом задеть другие вероисповедания. Эта история - не попытка режиссера привлечь людей к христанству. Этот фильм раскрывает о человеческой природе, рассказывает о сегодняшнем дне. За золотые монет люди предают, а трусость и стадное чувство отнимает у человека шанс судить объективно. Но и здесь, как и везде можно найти любовь и веру. Любовь матери и сына и вера в то, что все это было не зря.

 

 Апокалипсис


Через год вышел новый фильм в постановке Гибсона - “Апокалипсис”. Действие картины разворачивается на Юкатане в конце XV века, на закате доколумбовой эпохи. На сей раз главный герой - молодой охотник по имени Лапа Ягуара. Его мир рушится, когда его деревню захватывает соседнее племя. Они уничтожают хижины и убивают местных жителей. Его как и многих ведут принести в жертву богам, но Лапа Ягуара вынужден победить свои самые сильные страхи и совершить отчаянный рывок, чтобы спасти то, что ему дорого - свою беременную жену и сына, которых он спрятал от нападения чужих. Этот фильм – погоня, перенесенная в древнюю цивилизацию. Как и в предыдущем фильме здесь преобладает натурализм вплоть до языка, на котором говорили племена. Жестокие сцены убийства и жертвоприношения заставляют вздрогнуть. Состояние напряжения и волнения не покидает как главного героя, так и зрителя. Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов, и мы способны на такой же героизм и превосходство». Название фильма имеет две стороны и два значения. Начало и конец. Начало исчезновения целой цивилизации и приход новой. Фильм был высоко оценен критиками и собрал множество положительных отзывов.


Все истории, которых коснулся Мэл Гибсон - истории о тернистом пути, о сильных и отважных людях, о любви и страдании, о свободе. После “Апокалипсиса” Гибсон не снимал, однако от режиссуры он не отказался, намекая поклонникам, что мир еще увидит его новые работы.

 

Нана Цаава


 

Рекомендуем

Фестиваль «Зимние Грезы». Закрытие
Старый друг Оушена – счастливчик Билли
Семен Венгеров. Главный «книжный шкаф» Российской империи.
В ЦДМ на Лубянке открылась школьная ярмарка
Елена Образцова - лучшая Кармен в мире
Книга недели. Борис Виан «Пена дней»
Кино. Премьера. «СуперБобровы»
Программа Фестиваля колокольных звонов на острове Кижи
Знакомьтесь, фотограф Эмиль Золя
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)