Партнеры Живи добром

Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон

В начале карьеры он был весьма успешным актером. Фильмы с его участием имели успех, а его персонажей мы будем помнить вечность. Но если актер Мэл Гибсон “безумный”, то режиссер Мэл Гибсон - “свободный”, и взявшись за режиссуру он нам это мастерски продемонстрировал.

 

Человек без лица


Его режиссерская карьера началась в 1993 году, когда он решил взяться за экранизацию романа швейцарской писательницы - Изабель Холланд  “Человек без лица”. Сюжет фильма повествует о маленьком мальчике по имени Чак, который живет с матерью и двумя сестрами от разных мужей. Взаимоотношения между детьми делают из Чака нахала и циника, но однажды он знакомится с Джастином Маклаудом - таинственным одиноким мужчиной. Он избегает людей, а  лицо его наполовину обезображено. Никто в городе ничего про него не знает, поэтому Джастин для них - городская легенда.

Но все это не помешает возникновению стремительной дружбы маленького мальчика со взрослым мужчиной. Не смотря на то, что в книге Джастин предстает нам гомосексуалистом, в фильме нет ни малейшего намека на это. Их объединяет не только крепкая мужская дружба, но и духовная связь. Чак видит в своем друге идеал и пример, и это мотивирует юношу получить знания и сдать экзамены. Джастин же берется вновь преподавать, отмечая для себя, что это действительно его призвание. При просмотре постепенно начинаешь видеть сходство между персонажами. Они отшельники. Каждый в своем мире. Сложные личности с таинственным прошлым и жаждой обрести свободу.

Самое сложное в режиссерском дебюте Мэла Гибсона было отсутствие средств и возможности найти актера, который бы идеально подошел на роль Джастина Маклауда. В конечном счете режиссер принял решение примерить эту роль на себя, и как оказалось весьма удачно. Картина является одной из лучших в фильмографии актера.

 

Храброе сердце


В 1995-м Гибсон снимает второй фильм. На этот раз режиссера уносит далеко в Шотландию на сьемки фильма “Храброе сердце”. История эта про Уильяма Уолласа - национального шотландского героя, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдуарде Длинноногом. Будучи еще маленьким шотландским мальчишкой, он теряет отца и брата, которые погибают от рук англичан. Взрослеет Уильям уже под присмотром своего дяди в Европе, пока в один прекрасный день не возвращается в родные земли с целью создать семью и жить иначе. Но теперь по вине англичан погибает его любимая невеста. Это была последняя капля в чаше народного терпения. Шотландцы последовали за Уолласом, и как нам рассказывает история - отвоевали свободу.

Фильм очень зрелищный и наполнен пейзажами, от которых захватывает дух. Природа окутывает тебя своей красотой, и ты добровольно становишься ее пленником. Но это было бы просто картинкой, если бы не музыкальное сопровождение композитора Джеймса Хорнера, пробуждающее в зрителе новые силы и желание сделать для этого мира что-то благородное. “Свобода” - выкрикивает Уоллас вместо мольбы о пощаде во время казни, перед смертью, вызывая у зрителя не жалость к персонажу, а настоящее восхищение.

Фильм был высоко оценен критиками и стал обладателем таких кинонаград как BAFTA, “Золотой глобус” и “Оскар”.

 

 Страсти Христовы


К следующему фильму - “Страсти Христовы”  Мел Гибсон готовился двенадцать лет. На сей раз он обращается к теме веры, любви и надежды. Еще до выхода фильма велась оживленная дискуссия. Фильм детально описывает  последние 12 часов жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием его воскресения. Изображены также некоторые его воспоминания. Этот фильм не смог оставить равнодушным как верующих, так и атеистов.

За сценарий фильма взялся сам Мэл Гибсон и Бенедикт Фицджеральд. На роль Иисуса был взят актер Джеймс Кевизел. Во время съемок он получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, которые не давали ему уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и удар молнии. Многие связали это событие с гневом Господа.

Фильм максимально пытались довести до реалистичности. Тратилось около семи часов на грим. Сцены пыток были изображены настолько жестоко и правдоподобно, что у некоторых зрителей не выдерживали нервы. Диалоги в фильме полностью ведутся на реконструированном арамейском и латыни. Ставит точку в это работе безусловно музыка.

Гибсон деликатно обошелся со своей работой, не желая каким либо образом задеть другие вероисповедания. Эта история - не попытка режиссера привлечь людей к христанству. Этот фильм раскрывает о человеческой природе, рассказывает о сегодняшнем дне. За золотые монет люди предают, а трусость и стадное чувство отнимает у человека шанс судить объективно. Но и здесь, как и везде можно найти любовь и веру. Любовь матери и сына и вера в то, что все это было не зря.

 

 Апокалипсис


Через год вышел новый фильм в постановке Гибсона - “Апокалипсис”. Действие картины разворачивается на Юкатане в конце XV века, на закате доколумбовой эпохи. На сей раз главный герой - молодой охотник по имени Лапа Ягуара. Его мир рушится, когда его деревню захватывает соседнее племя. Они уничтожают хижины и убивают местных жителей. Его как и многих ведут принести в жертву богам, но Лапа Ягуара вынужден победить свои самые сильные страхи и совершить отчаянный рывок, чтобы спасти то, что ему дорого - свою беременную жену и сына, которых он спрятал от нападения чужих. Этот фильм – погоня, перенесенная в древнюю цивилизацию. Как и в предыдущем фильме здесь преобладает натурализм вплоть до языка, на котором говорили племена. Жестокие сцены убийства и жертвоприношения заставляют вздрогнуть. Состояние напряжения и волнения не покидает как главного героя, так и зрителя. Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов, и мы способны на такой же героизм и превосходство». Название фильма имеет две стороны и два значения. Начало и конец. Начало исчезновения целой цивилизации и приход новой. Фильм был высоко оценен критиками и собрал множество положительных отзывов.


Все истории, которых коснулся Мэл Гибсон - истории о тернистом пути, о сильных и отважных людях, о любви и страдании, о свободе. После “Апокалипсиса” Гибсон не снимал, однако от режиссуры он не отказался, намекая поклонникам, что мир еще увидит его новые работы.

 

Нана Цаава


 

Рекомендуем

Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
XII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Премьера оперетты «Летучая мышь» на большой сцене НОВАТа
Национальный Финал World Corporate Golf Challenge 2017: итоги
«Бесстрашная леди»
Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
Виктор Чудин. «Из белого безмолвия зимы в белую вечность…». Выставка памяти
Патрик Догерти. Скульптуры из сена