Классика. «Мир входящему» (реж. А. Алов, Вл. Наумов)Александр Александрович Алов и Владимир Наумович Наумов познакомились еще в студенческие годы: они учились на одном курсе во ВГИКе. Тогда будущие режиссеры, вошедшие не только в историю советского кино, но и мирового кинематографа, даже не догадывались, что их творческий союз подарит зрителям не один фильм. Первая совместная работа режиссерского тандема состояла в завершении работы над лентой «Тарас Шевченко» их учителя Игоря Андреевича Савченко после его смерти. Последний совместный проект Владимиру Наумовичу пришлось доснимать уже без помощи своего коллеги и близкого друга. Александр Александрович Алов умер от сердечного приступа 12 июня 1983 года во время съемок ленты «Берег».
«Мир входящему» (1961) – пятый фильм Алова и Наумова. Вопрос о выходе ленты в прокат стоял остро. Недовольство фильмом министра культуры СССР Е.А. Фурцевой стало легендой, сопровождающей работу Алова и Наумова и по сей день. Министру не понравилось, как были изображены солдаты в «Мир входящему»: их грязные шинели не вязались с образом советского солдата-освободителя. Но Алов, прошедший войну, участвовавший в самых масштабных сражениях и контуженный в бою, сумел отстоять свою работу. Ему было хорошо известно, как же выглядел освободитель, уставший и изнуренный. Фильм был выпущен в прокат, но весьма сдержанно воспринят критиками. Не удалось ему избежать сравнений и с работой Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате» (1959). В центре повествования двух фильмов – совсем небольшой отрезок времени из жизни молодых людей, за который они сполна изведали ужас войны и познали цену жизни. Как «Баллада о солдате», так и «Мир входящему» - ленты о взрослении, построенные по принципу одиссеи, но пройденные в них пути отличаются.
На одну из главных ролей Алов и Наумов пригласили Александра Демьяненко (Шурик из комедий Гайдая). Ему предстояло вжиться в образ только что закончившего военное училище юнца Ивлева. Представления о войне у Ивлева книжные, напыщенные. Он приехал на фронт в самом конце войны и рвется в бой, но на его долю выпадает совсем не геройское задание – сопроводить до госпиталя беременную немку и контуженного солдата Ямщикова. Рукавицын, шофер, доставшийся Ивлеву, в исполнении Станислава Хитрова (Филя Егоров в «Девчатах»), прямая противоположность молодому лейтенанту, рвущемуся в бой. Рукавицын рад тому, что ему не пришлось убивать, и войну он провел за рулем автомобиля. В отличие от Ивлева, он уже успел повидать смерть товарищей на войне, но не потерял чувство юмора и постоянно пытается выдумать новую шутку, хотя, быть может, чувство юмора – единственное, что у него осталось.
Его непрекращающаяся болтовня раздражает попутчика, с первых минут знакомства Ивлев убежден в том, что разговорчивый шофер не лучший образчик военного. Оба они поначалу выглядят карикатурно: неоперившийся птенец, мечтающий стать героем, и весельчак-балагур. Но если Ивлеву предстоит повзрослеть за одну ночь, и его напыщенность исчезнет на дороге к госпиталю, то за неумолимой говорливостью Рукавицына скрывается нечто совсем другое. Так, без остановок и не о чем, лишь бы говорить-говорить-говорить, иногда проявляют себя травмы, которым не дается ни времени зажить, ни должного лечения. Бесконечная болтовня Рукавицына, смешная и нелишенная обаяния, - попытка сбежать, заболтать тоску, боль, создать видимость жизни. Этой разговорчивой паре противопоставлены два молчаливых героя.
Беременная немка Барбара (Лидия Шапоренко) не знает и слова по-русски. Она не понимает, что происходит, кончилась ли война, и где ее муж. У каждого встречного на их пути немца она пытается узнать, не встречал ли тот ее любимого мужчину. Выкрики Барбары превращаются в вопли отчаянья, в котором беременная женщина захлебывается, предчувствуя, что ее ребенок может расти без отца. Алов и Наумов показали дикое, почти животное страдание того, кто был врагом, подарили «Фрицу» женское, ранимое, измученное лицо.
Ямщиков не кричит от боли, как Барбара, и не пытается заболтать свое горе, как Рукавицын. Он потерял слух во время боя и онемел. Для Виктора Авдюшко эта роль стала знаковой. Создавая образ Ямщикова, он был лишен одного из самых главных инструментов актера – голоса, но испытание Авдюшко выдержал успешно. Твердая поступь Ямщикова, угрюмый взгляд, готовность пожертвовать собой ради почти незнакомых людей выдают в нем и человека долга, и того, кому уже нечего и некого терять.
Есть в фильме еще один персонаж, безусловно заслуживающий упоминания, - американец. В исполнении Николая Гринько (Профессор в «Сталкере» Андрея Тарковского) союзник получился веселым и добрым малым, который, несмотря на языковой барьер, понял, что случайные встречные нуждаются в помощи.
Но не только четко прописанные характеры главных героев привлекают к себе внимание. С визуальной стороны «Мир входящему» необыкновенно выразительный, эмоционально сконцентрированный и символически насыщенный фильм. Каждый кадр в нем выстроен так, что по отдельности может быть принят за работу современного фотографа, настолько сильны образы созданные Аловым и Наумовым: будь то могильный крест безымянного солдата, который когда-то был сделан из собранных сучьев, а теперь безжизненное дерево проросло, или же изломанные фигуры манекенов, глядя на которые, Ямщиков жует хлеб, или последний эпизод фильма, когда сын Барбары писает на груду оружия. Символизм в фильме основывается на тонкой грани между жизнью и смертью, войной и миром. События в ленте происходят 8 и 9 мая, дорога Ивлева и его попутчиков – переход из войны в мир.
Прохладно принятый вначале, фильм «Мир входящему» вскоре был оценен по заслуге и вошел в историю мирового кинематографа как один из лучших фильмов о войне. На Международном кинофестивале в Венеции в 1961 году лента Алова и Наумова была удостоена специальной премии жюри «Золотая медаль», премии итальянских кинокритиков «Кубок Пазинетти» и в 1962 году премии «Фемина бельж» в Брюсселе.
Елена Громова |
Рекомендуем |