Классика. "Степь" реж. Сергей Бондарчук
Сергей Бондарчук очень трепетно относился к повести А.П. Чехова «Степь». Из всех любимых произведений он выделял именно это и долгое время мечтал снять по нему фильм. После напряжённых съёмок эпической картины «Они сражались за Родину» (1975 г.) режиссёр наконец решился на постановку чеховской повести. В 1977 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Степь» и, к сожалению, не имел большого успеха в прокате.
Картина повествует о путешествии маленького мальчика Егорушки и его спутников. Егорушка покинул родной дом и едет учиться в гимназию вместе со своим дядей Иваном Ивановичем Кузьмичёвым (неизвестно, был ли в этом намеренный замысел, но Владимир Седов в образе Кузьмичёва как две капли воды схож с портретом самого Чехова) и настоятелем церкви Христофором (Николай Трофимов). По дороге спутники оставляют мальчика проезжающим обозчикам.
Сергей Бондарчук заботливо экранизировал произведение А.П. Чехова, этот материал был ему близок. Режиссёр смог с невероятной точностью передать черты характера и особенности каждого из героев. Картина в некоторой степени дополняет повесть: в произведении можно не обратить внимание на того или иного персонажа, не заинтересоваться его проблемой, но в ленте режиссёр максимально раскрывает героев, развивает их образы и помогает лучше понять чеховский сюжет.
Атмосфера степи поглощает героев, заставляя их глубоко задуматься о своей жизни, весь фильм персонажи рассуждают на разные темы, задают себе вопросы и пытаются на них ответить. Вся история представляет собой тягостное размышление героев, а образ степи создает фон неотвратимости происходящего. После раздумий персонажей охватывает оживление и радостная суета, однако впоследствии их настигает смертельная тоска, в которой растёт напряжение между героями. Ярким примером становится сцена с Анатолием Васильевым в образе Дымова, который жестоко поступает с окружающими, ведёт себя крайне враждебно, но вскоре он сам всё объясняет («Господи, скучно мне!»), после чего кается и просит прощения.
Картина Сергея Бондарчука рассказывает о взрослении маленького мальчика, который совсем скоро войдёт в новый этап своей жизни. В повести даётся панорамный обзор событий, но в фильме мы наблюдаем его глазами происходящие события. Это не просто экранизация повести, но и воплощение на экране собственных воспоминаний режиссёра о детстве и о том интересе к миру вокруг, который часто теряется с годами. Егорушка боится перемен, страшится всего нового и незнакомого, но время неумолимо, поэтому ему всё равно придётся пройти с обозом через степь, пережить новые ощущения, приехать в гимназию и начать учиться. Егорушку правдоподобно сыграл Олег Кузнецов, ему веришь и не думаешь, что этот мальчик исполняет свою роль, кажется, что в действительности на наших глазах меняется его мировоззрение, он формируется как личность, постепенно становится юношей.
В этом неторопливом рассказе особняком стоит одна удивительная сцена. В ней картина степи перемежается с поющей женщиной, которая работает по хозяйству. Невозможно не проникнуться этими живописными видами, этой красивой мелодией (музыку к фильму написал Вячеслав Овчинников, слова песни Ларисы Васильевой), этим эстетичным выражением режиссёра своей любви к главному месту действия всей картины. Эти несколько минут (несмотря на отсутствие какого-либо действия) завораживают своей визуальной составляющей. Можно с уверенностью заявить, что ради этой сцены стоило снимать фильм «Степь».
Критики высоко оценили работу Сергея Бондарчука, способность режиссёра тонко передавать суть произведения и его бережное отношение к выдающемуся первоисточнику.Однако советского зрителя фильм не заинтересовал. Какие же недостатки присутствуют в экранизации?
Пространные философские размышления на фоне затяжных планов степи сложно будет осилить большинству зрителей, а отсутствие хоть какой-либо динамики на протяжении всей ленты понравится далеко не всем. За неимением ярких событий в картине, весь сюжет можно описать в нескольких предложениях, что вызывает противоречивые чувства. Недостаток действия в фильме компенсируется захватывающими дух видами, но немногие оценят двухчасовую оду красотам природы.
Подготовленный зритель, готовый к длинным планам живописных степей и долгим
размышлениям о жизни, сможет оценить творение Сергея Бондарчука по достоинству. Но любители кинолент, богатых на яркие события, батальные сцены, непрерывное действие, хитроумный сюжет или неожиданные повороты в повествовании, не вытерпят неторопливого темпа философской экранизации повести А.П. Чехова.
Руслан Боуфал