Краткий экскурс в творчество создателя «Крестного отца»
1939 год богат на исторические события. И если большинство людей относят к нему только начало Второй мировой войны, то заядлые киноманы и историки кино помнят, что именно в этот год на экраны вышли «Унесенные ветром» и классический вестерн Джона Форда «Дилижанс», а так же 7 апреля родился выдающийся режиссер, создатель нетленной картины «Крестный отец» (которая, кстати, по кассовым сборам превзошла даже всеми любимую экранизацию романа Маргарет Митчел) Фрэнсис Форд Коппола.
Его отправной точкой в мире киноиндустрии была должность ассистента при Роджере Кормене, а режиссёрским дебютом стала работа над советской картиной «Небо зовет» (режиссёры А. Козырь и М. Карюков, киностудия Довженко, 1959). Фильм был перемонтирован, дополнен некоторыми доснятыми сценами и назван «Битва за пределами солнца».
Интересно, что советское кино оказало сильное влияние на будущего обладателя немалого числа «Оскаров»: «Когда мне было шестнадцать лет, - рассказывает Коппола в одном из интервью. – Я стал театральным режиссером. Тогда я посмотрел советский фильм «Октябрь». Он произвел на меня неизгладимое впечатление. И я начал заниматься Эйзенштейном – он тоже пришёл в кино из театра. Необходимые для режиссёра знания я получил у С. Эйзенштейна, на этом строилась моя режиссёрская карьера».
По-настоящему первым самостоятельным фильмом, дающим преставление об эстетике Копполы, можно назвать картину «Люди дождя», выпущенную в 1969 году. Молодая женщина обладает, казалось, всем, о чем мечтает любая: любящий муж, привлекательная внешность, достаток. Но новость о беременности заставляет её взглянуть на всю свою жизнь по-другому. Поэтому в один прекрасный день, она встаёт и уезжает, просто, чтобы побыть наедине с собой. Несмотря на то, что в коммерческом плане фильм провалился, уже в этой ленте можно увидеть характерные для данного режиссёра особенности – живое повествование, стремительное чередование событий, яркие детали и выразительная обстановка. А самое главное – тема семьи и отношений, которая получит дальнейшее развитие в картине, неоднократно возглавлявшей списки лучших фильмов в истории кинематографа - «Крестный отец».
Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо считается величайшим гангстерским фильмом по версии Американского института киноискусств. В центре событий история нью-йоркской сицилийской мафиозной семьи Корлеоне, ставшей одной из самых влиятельных за счет бурной и не всегда чистой деятельности. Парадокс заключается в том, что главные герои изображены двояко: с одной стороны это безжалостные гангстеры, достигающие намеченной цели любым путем, но в то же самое время это люди, свято чтящие семейные узы, имеющие свой кодекс чести, свои моральные принципы. Сочетание «розового» с «черным» приближает и очеловечивает персонажей, и зритель невольно сочувствует им.
Успех был настолько огромен, что история о крестном отце получила свое продолжение еще в двух частях. Но если первый фильм строится на некой романтизации героев, то последующие части возвращают в реальность и показывают настоящее положение вещей. В саге сфокусированы все основные элементы «Нового Голливуда»: глубинная преемственность на эстетическом и жанровом уровне, воссоздание системы звезд (Марлон Брандо, Диана Китон, Аль Пачино, Роберт Дюваль, Роберт де Ниро, Джеймс Каан) и принципиальное, почти революционное обновление. За лоском шикарной жизни на самом деле скрываются глубокие язвы общества, которые были показаны на экране.
Тему разложения американского общества продолжает фильм «Разговор», снимавшийся между первой и второй частью «Крестного отца». Необычный по постановочному размаху сюжет повествует об эксперте по слежке, который прослушивает даже своих друзей. Но в один прекрасный день понимает, что глаза и уши, которым он бесконечно доверял, подвели его. Фильм-памфлет, отражающий тематику паранойи, царившей в США в годы Уотергейтского скандала.
Список картин-колоссов замыкает «Апокалипсис сегодня». Это грандиозная, хотя и несколько тяжеловесная фреска, живописующая кошмары военного времени и вскрывающая метафизические и экзистенциальные корни почти демонического зла любой войны. На создание фильма ушло порядка четырёх лет и огромное количество денег (режиссёру пришлось даже заложить свой дом в Сан-Франциско). В период войны во Вьетнаме спецагент получает задание найти и убить полковника-дезертира, основавшего где-то в районе Камбоджи свое государство насилия. Критики подчеркивали, что это фильм о «цивилизации» впадающей в «варварство».
Стиль этого режиссёра характеризуется подлинной эпичностью, выразительным лаконизмом, высоким уровнем работы с актёрами и гармоничным сочетанием монтажа с музыкальным рядом – и в то же время соответствием традиционной голливудской эстетике и пафосу «Американской мечты».
Анна Дякина
|
Рекомендуем |